Судебная защита земельных прав в российской федерации

Полезная информация в статье: "Судебная защита земельных прав в российской федерации". На странице собрана информация полностью раскрывающая тему и некоторые нюансы. Для каждого конкретного случая все же требуется отдельная консультация. За ней можно обратиться к дежурному юристу.

Защита прав граждан и юридических лиц на землю

Общая характеристика гарантий прав на землю и способов их защиты

Граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено федеральными законами (п. 1 ст. 43 ЗК РФ). Реальность прав граждан и юридических лиц на землю гарантируется и защищается предусмотренными федеральными законами способами, средствами, установленными процессуальными формами.

По мнению автора, следует различать государственные (публично-правовые) и частноправовые формы защиты прав граждан и юридических лиц на землю. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется Конституцией РФ (п. 1 ст. 45). Эта форма защиты прав на землю реализуется в судебном либо административном порядке.

В судебном порядке признаются недействительными акты исполнительных органов государственной власти или. органов местного самоуправления, которые не соответствуют действующему законодательству. Так, Верховный Суд РФ рассматривает дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, об оспаривании нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан (ст. 116 ГПК). Дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти и должностных лиц субъектов Федерации рассматриваются в Верховном суде соответствующего субъекта (ст. 114 ГПК). Все остальные дела о признании недействительными правовых актов рассматривают районные суды (ст. 114 ГПК).

Арбитражные суды рассматривают споры о признании недействительными (полностью или частично) ненорматив — ных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов (п. 2 ст. 22 АПК РФ). Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает, в частности, дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан (п. 2 ст. 24 АПК РФ). Остальные дела названного рода рассматривают по первой инстанции арбитражные суды субъектов Федерации.

Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов и иных нормативных актов субъектов Федерации. Он может принять решение о признании правового акта не соответствующим Конституции РФ. Положения, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат применению с момента провозглашения решения Конституционного Суда РФ.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону и нарушающего права на землю и охраняемые законные интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти, подлежат возмещению исполнительным органом государственной власти, издавшим такой акт (п. 2 ст. 61 ЗК РФ).

В судебном порядке может быть восстановлено нарушенное право на земельный участок.

Собственник или иное лицо, право которого нарушено самовольным занятием принадлежащего ему земельного участка, вправе обратиться в суд с требованием о возврате земельного участка из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ). Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п. 2 ст. 59 ЗК РФ).

В судебном порядке разрешаются земельные споры о возмещении убытков, причиненных нарушением прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Они подлежат возмещению в полном объеме (в том числе упущенная выгода) в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Лицо, виновное в нарушении прав правообладателей земельных участков, судебным решением может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств). Такое предписание земельного законодательства (п. 2 ст. 62 ЗК РФ) вполне соответствует перелню способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ).

Судебный порядок зашиты законных интересов правообладателей земельных участков активно используется в случаях изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Собственники и иные правообладатели -земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии. До истечения года со дня получения уведомления изъятие допускается только с согласия правообладателей земельных участков. Изъятие земельных участков осуществляется после предоставления (по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки) равноценных земельных участков и возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на земельных участках, и в полом объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.

Собственнику земельного участка при этом наряду с назваными гарантиями возмещается рыночная стоимость земельного участка, если ему не был предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок.

Рассмотрение земельных споров

ЗК РФ (п. 1 ст. 64) предусматривает один порядок рассмотрения земельных споров — судебный. Это предписание имеет императивный характер. Оно исключает земельные споры из ведения органов государственного управления.

Земельные споры рассматриваются судами по правилам о подведомственности и подсудности споров, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации (ст. 22-31 АПК РФ и ст. 25-28, 113-125 ГПК). Важнейшие критерии разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов изложены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 18 августа 1992 г. № 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам».

Суды общей юрисдикции рассматривают дела по спорам, связанным с земельными отношениями, одной из сторон в которых являются граждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью. Важное значение также имеет постановление Пленума Верховного суда РФ от 22 апреля 1992 г. № 6 «О некоторых вопросах, возникающих у судо2в при применении законодательства о земельной реформе»88.

Арбитражные суды рассматривают споры, возникающие между юридическими лицами, ведущими хозяйственную деятельность, и споры, одной стороной которых выступает индивидуальный предприниматель. ‘

Дела об установлении факта владения земельным участком подсудны суду по месту нахождения земельного участка (ст. 27 АПК РФ, ст. 119 ГПК).

Читайте так же:  Банкротство ип с долгами по налогам

Административный порядок защиты прав на землю

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены в административном порядке, без обращения в суды. Этот порядок более оперативный и во многих случаях может использоваться с не меньшей эффективностью, чем судебный. Административный порядок защиты прав на землю обычно используется при приостановлении исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления либо при приостановлении промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесо- мелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством РФ.

Приостановление исполнения актов исполнительных органов государственной власти производится уполномоченными государственными органами. Например, в случае издания местной администрацией неправомерных распоряжений (постановлений) по вопросам изъятия и предоставления земель органы государственного земельного контроля выносят решение о приостановлении действия этих распоряжений (постановлений) до рассмотрения в соответствующих органах. Решение направляется в администрацию, принявшую неправомерное решение, с изложением сути несоответствия принятого решения требованиям земельного законодательства.

Право приостановления промышленных, гражданских и иных работ предоставлено органам государственного земельного и природоохранительного контроля.

Министерство природных ресурсов. РФ в пределах своей компетенции вправе прекращать, приостанавливать или ограничивать пользование участками недр, водными объектами, участками лесного фонда, я также иную хозяйственную деятельность/ осуществляемую с нарушением требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, экологических норм и правил, заключений государственной экологической экспертизы.

Росземкадастр в пределах своей компетенции имеет право приостанавливать в установленном порядке промышленное, гражданское и другое строительство, разработку месторождений полезных ископаемых, эксплуатацию объектов, проведение агрохимических, лесомелиоративных, геологоразведочных, геодезических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства Российской Федерации, установленного режима использования земель, ведут к их загрязнению и заражению, порче плодородного слоя, засолению, заболачиванию, развитию эрозии почв и другим видам деградации земель.

Частноправовые способы защиты прав на землю

Государственные и судебные органы располагают многообразными и весомыми средствами восстановления нарушенных прав и законных интересов собственников, пользователей и владельцев земельных участков. Вместе с тем государство не ограничивает инициативу граждан и юридических лиц по использованию иных средств пресе — чения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения их земельных прав. Эти способы мы предлагаем именовать частноправовыми.

Такими способами, на наш взгляд, надо считать самостоятельные (без обращения за защитой к государствен — ным или судебным органам) действия граждан и юридических лиц (правообладателей земельных участков) по восстановлению их прав на землю либо пресечению действий правонарушителей. Самостоятельные действия могут осуществляться путем самозащиты своего права на земельный участок, в договорной форме либо иными средствами, соответствующими принципам и предписаниям земельного законодательства и федеральным законам. Например, самозащита гражданских прав предусматривается гражданским законодательством. Она должна быть соразмерна нарушениям и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения (ст. 14 ГК РФ).

Убытки, причиненные нарушением прав собственника или иного законного владельца земельного участка могут быть возмещены правообладателю на основе его договоренности с правонарушителем о размере и порядке возмещения причиненного ущерба.

-Частноправовые способы защиты прав на землю не могут быть исчерпывающим образом обозначены в законе. Ими должны признаваться все самостоятельные действия правообладателей земельных участков, которыми без нарушения предписаний земельного законодательства, других федеральных законов граждане и юридические лица реализуют свое право на охрану принадлежащих им земельных участков от посягательств на них других лиц.

Законодательно разрешенным способом самозащиты гражданами и юридическими лицами своих земельных прав является разрешение земельного конфликта с участием третейских судов.

До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд (п. 2 ст. 64 ЗК РФ). В этом случае между сторонами заключается договор о передаче рассмотрения спора в третейский суд. Форма и содержание договора, состав третейского суда, порядок рассмотрения спора и иные вопросы третейского производства в настоящее время определяются Положением о третейском суде (Приложение № 3 к ГПК).

Постоянно действующие третейские суды могут учреждаться различными организациями. При этом процедура разрешения спора и иные вопросы, связанные с работой такого суда, регламентируются правилами, утвержденными организацией, при которой образован соответствующий суд.

Защита вещных прав на земельные участки в Федеральной службе судебных приставов

Дата публикации: 30.06.2019 2019-06-30

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Большакова А. А. Защита вещных прав на земельные участки в Федеральной службе судебных приставов // Молодой ученый. — 2019. — №26. — С. 193-194. — URL https://moluch.ru/archive/264/61290/ (дата обращения: 03.12.2019).

Как все мы понимаем, земельный участок, который находится в чьей-то собственности или принадлежит на другом вещном праве должен иметь определенные границы, то есть четко выраженную и обозначенную территорию. При этом у собственников должны находится документы, официально подтверждающие границы данной территории во избежание споров между владельцами двух участков, которые прилегают друг к другу.

Разновидностью самых изнурительных судебных споров, касающихся защиты вещных прав на земельные участки, является иск соседей друг с другу. Так происходит, когда граждане, проживающие на смежных участках, не могут прийти к общему знаменателю и договориться о границах своих земельных участков, в случае возникновения разногласий.

Данные споры по межеванию отнимают огромное множество сил, времени, денежных средств при обращении в суд и проводятся они с той целью, чтобы установить границы земельных участков на законных основаниях.

По какой же причине возникают данные соседские разногласия?

Самыми распространенными основаниями для возникновения подобных конфликтов является:

  1. Незаконный захват территории или части территории соседнего участка;
  2. Не достижение компромисса между соседями при установлении границ в досудебном порядке;
  3. Использование земельного участка без наличия прав на него;
  4. Несоблюдение границ использования земли;
  5. Несоблюдение правил предоставления участков;
  6. Незаконное изъятие земельных участков;

Конечно же, данный перечень оснований рассматриваемой проблематики не является исчерпывающим, в данной статье приведены самые распространенные основания, однако самым главным является отклонение от границ, указанных на межевом плане.

Данную ситуацию следовало бы разрешить в досудебном порядке, то есть, чтобы граждане самостоятельно приняли решение, которое устроило бы обе стороны в данном конфликте. Однако, в большинстве своем стороны обращаются в суд за восстановлением нарушенных прав.

Читайте так же:  Запрет на регистрационные действия что это значит

Споры, касаемо земельных отношений, чаще всего затрагивают такие юридические факты, как приобретение, изменение или прекращение прав не землю. Подобного рода споры зачастую возникают между несколькими сторонами, государством и органами местного самоуправления.

Данную проблематику защиты вещных и иных прав на земельные участки хотелось бы разобрать, основываясь на деятельности Службы судебных приставов Российской Федерации в этой области. Ведь после того, как вступит в законную силу решение по конкретному спору, исполнительный документ сторона вправе предъявить в службу судебных приставов. Другого выбора не остается после того, как стороны не смогли договориться в досудебном порядке об урегулировании данного спора. Таким образом, исполнительный лист поступает в Службу судебных приставов на принудительное исполнение.

Так с какими же предметами исполнения поступают исполнительные документы в Федеральную службу судебных приставов, связанные с защитой вещных прав на земельные участки?

Наиболее распространенными являются:

  1. Перенести забор, разделяющий земельные участки;

Такое решение суда поступает в случае нарушения смежных границ земельных участков.

Иск подается в районный суд, необходимо доказать, что земля принадлежит конкретному собственнику, и что сосед нарушил ваши права, возведя определенного рода забор, в результате чего по решению суда забор будет подлежать перенесению согласно установленной кадастром границу.

  1. Наложить арест на земельные участок;

Арест имущества должника подразумевает под собой запрет распоряжаться собственностью, а в случае необходимости и ограничить права использования или его изъятие.

Наложение ареста, как обеспечительная мера принудительного взыскания направлена на сохранение имущества должника в интересах взыскателя и в конечном счете на создание условий для исполнения решения суда.

  1. Запретить совершать регистрационные действия с земельными участками;

Это ограничение права распоряжения собственником земельным участком. То есть в таком случае земельным участком пользоваться разрешено, однако переоформить, то есть таким образом отчуждать, запрещено.

После поступления исполнительного документа с таким предметом исполнения судебным приставом-исполнителем выносится Постановление о запрете на регистрационные действия в отношении земельного участка.

  1. Запретить собственнику отчуждать земельные участки;

Данный запрет ограничивает право собственности владельца земельного участка, запрещая ему распоряжаться им по своему усмотрению.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

При таком предмете исполнения судебным приставом-исполнителем выносится Постановление о запрете на регистрационные действия.

  1. Запретить производить строительные работы на земельном участке;

Запрет на осуществление строительных работ в качестве меры по обеспечению конкретного иска о сносе самовольной постройки накладывается судебным приставом-исполнителем или же судом как в отношении должника, так и в отношении иных лиц.

В данном случае судебным приставом-исполнителем осуществляются выходы на участок, в случае предъявления исполнительного документа неимущественного характера, выносятся требования о совершении, либо несовершении определенных действий. В случае неисполнения требований судебного пристава-исполнителя должник привлекается к административной ответственности, за неисполнения требований должностного лица.

  1. Обязать перенести садовые насаждения от границы земельного участка;

В данном случае должнику так же направляются требования об устранении насаждений, если посредством выращивания данных насаждений причиняется вред собственникам смежных земельных участков, а также нарушается право пользования принадлежащим земельным участком.

Таким образом, вопрос защиты вещных прав на земельные участки сам по себе является достаточно непростым и неоднозначным и занимает важное место в системе правового регулирования земельных правоотношений, главное, что необходимо сделать- выбрать надлежащий способ защиты права.

Судебная защита земельных прав

Судебная защита земельных прав

Одним из важнейших конституционных прав граждан России является право на землю 1 Согласно ч. 1 и 2 ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. .

Земля (в широком понимании этого слова) выполняет всемирную социальную, экономическую и экологическую функцию, является условием существования всего человечества, обладает только ей присущими атрибутивными качественными признаками: неповторимостью, невоссоздаваемостью, незаменимостью, ограниченностью в пространстве, неперемещаемостью, плодородием, многообразием ландшафта, рельефа, почвенного покрова, растительности, качества. Земля играет большую роль в жизни человеческого общества, всех живущих на планете Земля, призвана служить на благо всех, является колыбелью человечества, основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ).

Она является гарантом создания нормальных условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, помогая тем самым осуществлять социальную функцию Российского государства (п. 1 ст. 7 Конституции РФ). В истории человеческого общества земельные отношения всегда играли большую роль и занимали особое место в системе общественных отношений, а земля становилась ареной, причиной ожесточенной борьбы. Земельные права тесно связаны с государством, политикой, идеологией. По этому поводу известный российский философ, историк и цивилист К.Д. Кавелин писал: «У всех народов, во все времена, история поземельных прав есть одна из важнейших страниц государственной, политической истории; около поземельных прав группируются выдающиеся вперед государственные и политические события и реформы; словом, поземельные отношения глубочайшим образом вплетены в государственную жизнь всякого народа и отражают на себе его политические судьбы, со всеми важнейшими их изменениями и оттенками» 2 Кавелин К.Д. Избранные произведения по гражданскому праву. М.: Центр ЮрИнфор, 2003. С. 69. .

Не менее известный и великий философ, российский писатель Ф.М. Достоевский утверждал: «И порядки, и законы, и нравственность, и даже самый ум наций, и, наконец, всякое правильное отправление национального организма организуется лишь тогда, когда в стране утвердится прочное землевладение» 3 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. М., 1980. Т. 25. С. 137. .

Земля является важнейшей составной частью природы (наряду с лесами, водами, недрами, животным и растительным миром), элементом окружающей среды, т.е. совокупности компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов 4 Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями и дополнениями) (ст. 2) // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133. . Она рассматривается как природный объект (часть природы — экологический аспект), как природный ресурс (основа деятельности человека — экономический аспект) и как основа жизни человека (социальный аспект). Законодатель указывает на две основные естественные функции земли как природного ресурса: 1) на способность земли служить в качестве естественного средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве; 2) на способность выступать в качестве территориальной (пространственной) основы (базиса) осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ.

Читайте так же:  Особенности заключения договора процентного займа понятие, существенные условия, расчет и начисление

Общая площадь земельных участков, находящихся на территории нашей страны, значительно превышает площадь земельных участков многих других государств мира. Велико число граждан, обладающих земельными участками на праве собственности, владения, пользования. Достаточно вспомнить, что только общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в пределах Российской Федерации составляет около 400 млн. 646 тыс. га, а число обладателей земельных долей в сельской местности достигает 12 млн. человек.

Относясь к разряду основных социально-экономических и экологических прав граждан России, земельные права характеризуют правовой статус личности, свидетельствуют о развитости гражданского общества и совершенствовании принципов правового государства. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита этих прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ).

Земельные права граждан нашей страны должны осуществляться реально и эффективно, ибо они являются составной частью основных (конституционных) прав граждан нашей страны и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной ветвей власти, местного самоуправления, призваны обеспечиваться правосудием.

Проблема разрешения земельных конфликтов является вечной проблемой человечества на всем протяжении его существования. Нарушения земельных прав собственников, законных владельцев и пользователей приводят к обострению социальных конфликтов, к ухудшению экологической, продовольственной и общественной безопасности в стране, к невыполнению социальной функции земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории России.

Национальная судебная статистика свидетельствует об относительно большом количестве земельных споров, рассматриваемых судами общей юрисдикции. Достаточно, например, назвать количество гражданско-земельных дел, рассмотренных судами страны, о признании права собственности на землю в первом полугодии 2005 г. — 8500. В 2004 г. мировые судьи страны рассмотрели 27 400 дел, связанных со спорами о праве собственности на землю и другими спорами о землепользовании.

С признанием частной собственности на землю и включением земли в имущественный оборот значительно увеличилось число земельных споров, связанных с арендой, куплей-продажей, приватизацией и передачей в залог земельных участков. Возникли споры об ограниченном использовании чужих (соседних) земельных участков (сервитутные споры). Наполнились новым содержанием споры с участием земельных собственников, арендаторов, землепользователей об устранении препятствий в пользовании земельными участками. Более сложными стали споры о возмещении убытков, причиненных земельным собственникам в связи с изъятием земельных участков для публичных нужд.

Обобщение судебной практики показывает недостаточное знание земельного законодательства гражданами, работниками правоприменительных и правоохранительных органов нашей страны, руководителями муниципальных служб, землеустроительных организаций. Велико число нарушений земельных прав граждан со стороны работников исполнительных органов, органов местного самоуправления.

Вопросам регулирования вещных прав граждан России на землю посвящена глава 17 Гражданского кодекса РФ (первая часть) (далее — ГК РФ). Первая и вторая части ГК РФ содержат общие положения относительно земельно-правовых сделок.

Относительно недавно принят Земельный кодекс Российской Федерации (далее — ЗК РФ), установивший принципиально новые подходы к правам человека в сфере землепользования и их судебной защите. Земельный кодекс закрепил принципы земельного законодательства, установил виды прав на землю, основания возникновения и прекращения этих прав, особенности аренды, купли-продажи и иных форм имущественного оборота земельных участков, предусмотрел специальную главу, посвященную защите прав на землю и рассмотрению земельных споров.

Вслед за Земельным кодексом РФ в сфере земельных отношений принят ряд других важнейших законов, как на уровне Российской Федерации в целом, так и представительными органами субъектов Российской Федерации.

В настоящее время действуют Федеральные законы от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изменениями и дополнениями) (далее — Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения), от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее — Закон о личном подсобном хозяйстве), от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан), от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее — Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве), от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее — Закон о землеустройстве), от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о государственном кадастре недвижимости) и другие законы, регулирующие в определенной степени земельные права граждан России.

В частности, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, он установил правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения — сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Актуальность предлагаемой работы вызвана большим количеством теоретических споров, дискуссий относительно земельно-правового статуса российских граждан, разнообразием правового режима земельных участков в стране, перспективами развития ограниченных вещных прав на землю, выявлением общего и частного в земельной правосубъектности физических лиц, сложностью, неполнотой и порой противоречивостью действующего законодательства.

Эти и другие обстоятельства существенно осложняют практику применения (осуществления) и защиты земельных прав граждан, требуют дальнейшего теоретического осмысления и практической апробации проблем судебной защиты земельных прав российских граждан.

Вышеизложенное явилось побудительным мотивом написания предлагаемой работы, автор которой попытался осветить некоторые аспекты проблем судебной защиты прав граждан в сфере земельных правоотношений. Удалось ли сделать это, судить читателю.

Лекция 10. Гарантии и защита прав на землю. Рассмотрение земельных споров

1. Защита прав на землю может осуществляться в силу ст. 59 ЗК РФ путем признания права на земельный участок.

Один из способов защиты гражданских (имущественных) прав, предусмотренный ст. 12 ГК, — это признание права, что распространяется и на права владельцев земельных участков. Конституцией гарантируется защита не только прав собственности, но и таких имущественных прав, как право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком. В случае спора признание субъективного гражданского права происходит в судебном порядке. Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Право на землю или сделки с землей, возникшие на основании решений суда общей юрисдикции, арбитражного суда или третейского суда, являются основанием для регистрации их уполномоченным органом в порядке ст. 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимость».

Читайте так же:  Договор купли продажи гаража без документов образец

Ограничение права пользования и владения земельным участком возможно только при наличии оснований, предусмотренных ст. 56 ЗК и федеральными законами. Оно устанавливается актами органов власти и органов местного самоуправления и отражается в регистрационных документах. В иных случаях ограничения недопустимы.

Другой способы защиты гражданских прав, указанные в ст. 12 ГК, как применимые к земельным отношениям. Нарушенное право на земельный участок может быть признания акта исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления недействительным, в случае ущемления прав или законных интересов собственников, пользователей и владельцев, арендаторов земельных участков либо принятия их с нарушением норм материального права. По просьбе гражданина или по своей инициативе судом может быть приостановлено исполнение обжалуемого решения либо запрещена деятельность строительных организаций, геодезических, мелиоративных и других работ, причинивших вред или создающих опасность причинения такого вреда в будущем.

Защита нарушенных прав осуществляется на основании Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и ст. 46 Конституции. Обжалованию подлежат как действия, так и бездействия органов и их должностных лиц, если они нарушают права на объект земельных отношений. Нарушенное право на земельный участок может быть восстановлено и в административном порядке. Так, гражданин, чей участок оказался частично занят владельцем соседнего земельного участка, или гражданин, которому чинятся препятствия в пользовании подъездными путями, находящимися в общем пользовании, может обратиться по выбору как в суд, так и в органы местного самоуправления, которые могут вынести административное предписание о восстановлении границ либо освобождении захваченного земельного участка.

Действия, нарушающие требования земельного законодательства об охране окружающей среды, об особо охраняемых территориях, об обороте земель, экологических требованиях при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения, мелиорации земель и др., также могут быть приостановлены и пресечены предписаниями органов исполнительной власти, осуществляющими государственное управление или контроль в указанных областях.

Обжалование в суде решений и действий (бездействия) органов государственной власти и органов местного самоуправления, нарушающих права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, а также нормативных актов, не соответствующих закону в сфере землепользования, предусмотрено ст. 46 Конституции, Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, ГПК и АПК. Оспаривание нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения, в судах общей юрисдикции осуществляется по правилам гл. 24 ГПК (ст. ст. 251 — 253), а ненормативных (индивидуальных) актов — по правилам гл. 25 ГПК (ст. ст. 254 — 258). При этом обжалованию подлежат как единоличные, так и коллегиальные акты и действия.

В арбитражных судах оспариваются нормативные и ненормативные акты органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, решения и действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, иных органов и должностных лиц, затрагивающие земельные права и интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (см. ст. 29 АПК). Рассматривается указанная категория споров в соответствии с гл. 23 и 24 АПК.

КС РФ могут также разрешаться споры о конституционности нормативных актов, регулирующих использование и охрану земель, на предмет соответствия Конституции. Особенностью признания нормативного правового акта не соответствующим Конституции, закону либо большему по силе акту является признание его недействующим с момента вынесения решения.

Признание ненормативного акта недействительным влечет распространение последствий негативных действий акта в части возмещения вреда (см. ст. 1069 ГК). Другая особенность — это возложение на орган, принявший акт, бремени доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов. Вред (при наличии вины этих органов) возмещается соответственно за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

[3]

Иски и жалобы о признании ненормативных актов недействительными довольно разнообразны. Требования, как правило, сводятся к незаконному отказу в предоставлении земельного участка в аренду, незаконному изъятию земельного участка, об отводе принадлежащего истцу земельного участка другому лицу, о наложении штрафов за земельные правонарушения, о цене выкупа земельных участков, о понуждении граждан к заключению сделок и оплате действий, не соответствующих земельному законодательству Согласно ст. 15 ГК лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. На земельный участок как объект права собственности и других вещных прав, как объект имущественных отношений распространяются правила как земельного, так и гражданского законодательства. Статьей 62 предусматриваются: а) возмещение убытков, причиненных нарушением прав землеобладателей; б) возможность правомерного причинения убытков и их возмещение (см. п. 3 ст. 14, п. 7 ст. 22, п. 7 ст. 23, п. п. 5 и 8 ст. 31, п. 3 ст. 37, п. 4 ст. 32, п. п. 1, 5 и 6 ст. 51, ст. 57 и ст. 58, п. 2 ст. 61, п. 1 ст. 63 и ст. 76 ЗК).

Размер ущерба определяется на основании Постановления Правительства РФ от 07.05.2003 N 262, которым утверждены Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав указанных субъектов или ухудшением качества земель в результате действия других лиц. В понятие «убыток» включаются: а) реальный ущерб, т.е. расходы, фактически понесенные лицом в связи с повреждением его имущества либо утратой, или расходы, необходимые для восстановления нарушенного права, т.е. приведения земельного участка и находившихся на нем строений, насаждений в прежнее состояние; б) упущенная выгода, т.е. неполученный доход, который был бы получен, если бы права не были нарушены; в) доходы, полученные лицом, нарушившим право. При определении размера убытков, причиненных арендатором, также учитываются арендная плата, уплаченная за неиспользованный период после изъятия, стоимость права на заключение договора на торгах, расходы перед третьими лицами за неисполненные обязательства (см. Постановление Пленума ВАС РФ N 11).

Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования также возмещают убытки, причиненные в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе издания акта, не соответствующего вышестоящему правовому акту (см. комментарий к ст. 61 ЗК, ст. 16 ГК).

Читайте так же:  Как обойти риэлтора при аренде квартиры

Изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд может иметь место по основаниям, указанным в ст. 49 ЗК. Однако перечень случаев возможного изъятия земельных участков не является исчерпывающим, так как в него могут вноситься дополнительные основания путем принятия федеральных либо региональных законов (подп. 3 п. 1 ст. 49). Во избежание необоснованных изъятий земельных участков комментируемая норма предусматривает гарантии соблюдения интересов правообладателей земельных участков. В этих целях предусмотрено, что решение государственного органа об изъятии земельного участка подлежит государственной регистрации, несоблюдение которого влечет незаконность решения (ст. 279 ГК).

Изъятие земельного участка до исполнения соглашения о его выкупе (либо до вступления в силу соответствующего решения суда) нарушает права землепользователя. В силу изложенного принудительное отчуждение имущества (изъятие земельного участка), в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения в полном объеме убытков (ст. 35 Конституции, см. комментарий к ст. 62). Это же следует и из судебной практики, которая указывает на предварительный характер выкупа либо предоставления земельного участка, расчета убытков и выплаты соответствующих компенсаций при изъятии участка.

Другим условием является то, что решения об изъятии у граждан земельных участков, а также о сносе жилых домов на этих участках, для указанных целей должны быть опубликованы в официальных изданиях, а правообладатель письменно предупрежден об этом органом, принявшим решение, не позднее чем за год до предстоящего изъятия. В течение этого срока правообладатель может распоряжаться своим земельным участком любым законным способом (строить, удобрять, улучшать и т.д.). Более того, собственник продолжает нести обязанности по использованию земельного участка, состоящие в необходимости соблюдать целевое назначение участка, по выполнению требований не допускать ухудшения плодородия почв на изымаемом участке земли, по уплате налогов и др. (см. ст. 42). Однако расходы за улучшения и проведение других мероприятий, существенно повышающих стоимость земли после уведомления о предстоящем изъятии, не возмещаются (см. ст. 280 ГК). ГК предусматривает, что собственник несет риск отнесения на него затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на участке с момента государственной регистрации до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе земельного участка.

Решение об изъятии земельного участка, если не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, может быть оспорено в суде. Орган, принявший решение о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд, может обратиться в суд с иском о выкупе в течение двух лет с момента уведомления (ст. 282 ГК). Решение об изъятии земельного участка может быть в любой момент отменено принявшим его органом, но в этом случае возмещению подлежат убытки, причиненные до отмены решения.

Условия и порядок изъятия производится согласно требованиям ст. 55 ЗК, содержание которой указывает на то, что изъятым может быть лишь земельный участок. Однако земельный участок может принадлежать нескольким совладельцам на праве долевой собственности. Земельный участок может быть делимым и неделимым, и понятие, которое содержится в ст. 133 ГК, применимо и к земле. Отметим, что раздел земельного участка между совладельцами дома влечет образование самостоятельного земельного участка с индивидуальным регистрационным номером и изъятие его расценивается как изъятие земельного участка.

2. Под разрешением земельных споров в суде следует понимать рассмотрение их в суде общей юрисдикции, в арбитражном суде в зависимости от подведомственности и подсудности, а также в третейском суде.

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела по земельным спорам, предусмотренным ст. 22 ГПК, возникающим из гражданских, земельных, экологических и иных правоотношений, если не носят экономический характер и не связаны с предпринимательской деятельностью, поскольку последние отнесены ст. 29 АПК к подведомственности арбитражных судов.

Мировому судье подсудны в соответствии со ст. 23 ГПК дела об определении порядка пользования земельным участком, о разделе между супругами совместно нажитого имущества (ФЗ от 17.12.1998 N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270).

Споры о земле относятся к исключительной подсудности. Это означает, что иски о правах на земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения, здания, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, предъявляются и рассматриваются в судах по местонахождению объектов недвижимости, к которым относится земельный участок (ст. 30 ГПК).

В соответствии с ФЗ от 24.07.2002 N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3019) земельный спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами письменного (третейского) соглашения, решение которого в течение трех месяцев может быть оспорено в компетентном суде общей юрисдикции или арбитражном суде согласно АПК или ГПК стороной, не согласной с ним, если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда окончательно.

В связи с вопросами, возникающими при рассмотрении земельных споров хозяйствующими субъектами, Пленум ВАС РФ принял Постановление от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства».

Несмотря на императивность нормы комментируемой статьи, возможно рассмотрение земельного спора в административном порядке, путем обращения к администрации органа местного самоуправления, по которому может быть вынесено предписание.

[2]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Волеводз, А. Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / А.Г. Волеводз. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 477 c.

  2. История и методология естественных наук. Выпуск XXX. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 200 c.

  3. Общее образование. Школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 592 c.
  4. Комаров, С. А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. — М.: Норма, 2004. — 442 c.
  5. Лившиц, Р.З.; Чубайс, Б.М. Трудовой договор; М.: Наука, 2011. — 174 c.
Судебная защита земельных прав в российской федерации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here