Новый закон о кадастровой стоимости земли

Полезная информация в статье: "Новый закон о кадастровой стоимости земли". На странице собрана информация полностью раскрывающая тему и некоторые нюансы. Для каждого конкретного случая все же требуется отдельная консультация. За ней можно обратиться к дежурному юристу.

Новый порядок согласования границ и оформления участка с 16.09.2019 года

С 16.09.2019 официально вступает в силу 150-ФЗ от 17.06.2019, который предусматривает новый порядок комплексных кадастровых работ для согласования границ земельных участков СНТ, территорий общего пользования и прочих участков, находящихся в собственности граждан, юридических лиц или государства. Какие изменения ждут собственников земли с 16 сентября, как надо поступить, чтобы узаконить и оформить излишки земли в собственность в 2019 году рассмотрим более подробно.

Как делаются комплексные кадастровые работы

Так как 150-фз вносит изменения в порядок комплексных кадастровых работ, уточним, что это за работы и кто их проводит.
Согласно закону о кадастровой деятельности, комплексные кадастровые работы проводятся на территории целого квартала с целью приведения сведений о землях и строениях к актуальности. Проведение комплексных кадастровых работ в обязательном порядке включает в себя межевание всех участков в квартале. Эти работы происходят за счет госбюджета и по инициативе местных органов власти. Граждане оповещаются заранее о проведении таких работ.

С 16 сентября кадастровые работы будут проводиться по упрощенной схеме

Что поменялось с принятием 150-ФЗ? Владимир Путин, подписав закон, внес изменения сразу в два основных законодательных акта о кадастре: 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». Изменения касаются порядка проведения комплексных кадастровых работ и оформления излишков земли в собственность:

  1. Изменился порядок проведения комплексных кадастровых работ: ранее необходимым условием для проведения комплексных кадастровых работ было наличие проекта межевания территории. С введением нового закона – если проект межевания отсутствует, то кадастровые инженеры могут использовать технические паспорта, оценочную и иную документацию, которую готовили ранее органы БТИ. Таким образом порядок организации кадастровых работ упростился.
  2. Учтены интересы собственников земельных участков, попадающих на территорию комплексных кадастровых работ: кадастровый инженер при выполнении своих обязанностей предоставляет собственнику земельного участка, на котором необходимо провести измерения, муниципальный контракт на комплексные работы и документы, удостоверяющие личность.
  3. Новый закон увеличил сроки регистрации карты-плана территории в Росреестре с 5 дней до 15.
  4. Основные изменения, которые коснулись десятипроцентной прирезки земельного участка к уже существующему. На этом пункте остановимся подробнее.

Новый закон о 10 процентах площади земельного участка – оформляем излишки земли

С принятием 150 -ФЗ возникает искусственный ажиотаж вокруг бесплатного межевания земельного участка и присоединения дополнительной площади в размере 10 процентов. Дело в том, что 150-ФЗ действительно говорит о том, что если ваш земельный участок имеет площадь по факту больше чем площадь, зарегистрированную в ЕГРН и при ходе выполнения комплексных кадастровых работ это обнаружилось – тогда, соответственно кадастровый инженер – исполнитель комплекса работ, подает в Росреестр сведения о вашем участке с новыми координатами. Но все это происходит только в том случае, если участок подпадает под комплексные кадастровые работы. Если же кадастровые работы не проводятся, тогда осуществить увеличение площади земельного участка возможно за счет так называемой прирезки.
Эта возможность существовала и ранее, до принятия 150-ФЗ, она закреплена пунктом 3, статьи 42.8 221-ФЗ:

Допустимые параметры увеличения (уменьшения) площади земельного участка, которые учитываются при уточнении границ:

  • участок не должен быть меньше чем на 10 процентов, от площади, указанной в ЕГРН;
  • допускается изменение площади участка в большую сторону, но без превышений размеров:

а) на предельно минимальную площадь, установленную местными властями;
б) если не установлен минимальный размер участка- то не более 10 процентов от площади земельного участка, указанной в ЕГРН.

Как увеличить земельный участок за счет прилегающей территории в 2019 году и оформить излишки земли за счет прирезки более подробно мы описывали в статьях: «Прирезка земельного участка в 2019 году» и «Перераспределение земельных участков».

Правительство РФ подготовило поправки в закон о государственной кадастровой оценке

Vim / Depositphotos.com

Соответствующий законопроект внесен в Госдуму. Он направлен на формирование эффективных механизмов исправления ошибок в ранее утвержденных результатах кадастровой оценки, а также на недопущение определения необоснованной кадастровой стоимости в будущем.

В частности, документом 1 предусмотрено:

Что касается порядка исправления ошибок в определении кадастровой стоимости, то согласно законопроекту методологическая ошибка рассматривается в пользу правообладателя объекта недвижимости. Следовательно, если исправление ошибки в определении кадастровой стоимости влечет ее уменьшение, то такое уменьшение должно иметь ретроспективное применение на весь период начиная со дня внесения в ЕГРН первоначальной кадастровой стоимости. Если же исправление ошибки приводит к увеличению кадастровой стоимости, то новая стоимость будет применяться с года, следующего за годом ее исправления.

О роли даты внесения записи о новой кадастровой стоимости в ЕГРН в целях налога

Акт, в котором установлена кадастровая стоимость земельных участков, начинает действовать 1 января следующего года, но не ранее чем через месяц после опубликования. Именно с даты вступления в силу такого акта будет применяться новая кадастровая стоимость для расчета земельного налога. При этом день, когда сведения будут внесены в ЕГРН, значения для налогообложения не имеет, считает Минфин. Подобные разъяснения ведомство дает не в первый раз.

Вопрос:

С 01.01.2019 вступило в силу опубликованное 29.11.2018 Распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 29.11.2018 N 40557 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2018 г.».

Пунктом 2 Распоряжения N 40557 утверждаются результаты определения кадастровой стоимости земельных участков (категория земель «земли населенных пунктов»), расположенных на территории г. Москвы по состоянию на 1 января 2018 г., согласно Приложению N 2.

Читайте так же:  Как правильно составить объявление о продаже дома

В соответствии с п. 4 Распоряжения N 40557 п. п. 1, 2 вступают в силу с 1 января 2019 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Кадастровая стоимость земельного участка, в соответствии со справкой о кадастровой стоимости от 08.02.2019, составила 83 772 987,97 руб. по состоянию на 01.01.2018. При этом дата внесения сведений в ЕГРН — 09.01.2019, основание для внесения — акт от 29.11.2018 N 40557.

Кадастровая стоимость земельного участка, в соответствии со справкой о кадастровой стоимости от 08.02.2019, составила 102 815 917,13 руб. на 01.01.2018. Дата, по состоянию на которую определена данная кадастровая стоимость, — 01.01.2016. При этом дата внесения сведений о кадастровой стоимости — 31.12.2016 на основании акта от 31.12.2016 б/н.

Налоговый орган указал на необходимость применения кадастровой стоимости при определении налоговой базы для расчета земельного налога за период 2018 г. в размере 102 815 917,13 руб., установленной по состоянию на 01.01.2016. Разъяснение обосновано тем, что новая кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2018 подлежит применению с 01.01.2019 для расчета за 2019 г. и неприменима для расчета земельного налога за 2018 г.

Правомерна ли данная позиция с учетом п. 1 ст. 391 НК РФ? Из буквального содержания данной статьи следует, что налоговая база не зависит от даты внесения изменения в ЕГРН и даты начала действия, а зависит только от данных кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 июля 2019 г. N 03-05-05-02/54653

Департамент налоговой и таможенной политики, рассмотрев обращение от 20.05.2019, сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно сообщаем, что на основании пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость соответствующих объектов недвижимого имущества, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» сведения о кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

Акт об утверждении кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (статья 15 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 02.07.2013 N 17-П, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанной статьей предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Таким образом, дата начала применения кадастровой стоимости определяется датой вступления в силу акта, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, а не датой фактического внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Учитывая изложенное, применительно к кадастровой стоимости, определенной в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ, для целей налогообложения необходимо учитывать дату начала применения такой кадастровой стоимости, указанную в Едином государственном реестре недвижимости и совпадающую с датой вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

В частности, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, утвержденные в 2018 году, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости на основании актов субъектов Российской Федерации, вступивших в силу 1 января 2019 года, подлежат применению для целей исчисления земельного налога с 1 января 2019 года вне зависимости от даты их фактического внесения в Единый государственный реестр недвижимости.

Утверждены результаты государственной кадастровой оценки в Москве и Московской области на 2019-2020 год

Утверждены результаты государственной кадастровой оценки в Москве и Московской области на 2019-2020 год 08.01.2019 01:43

1. Утверждены результаты государственной кадастровой оценки в Москве и Московской области.

Департаментом городского имущества города Москвы и Министерством имущественных отношений Московской области утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости и земельных участков по состоянию на 1 января 2018 года.

Кадастровая оценка была проведена государственными бюджетными учреждениями по новым правилам, установленным законом о государственной кадастровой оценке, и будет использоваться для расчета налогов и арендных платежей, начиная с 2019 года. Оспаривание утвержденной кадастровой стоимости будет проводиться по новой процедуре в соответствии с указанным законом.

Кроме того, Москва и Московская область утвердили перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость в 2019 году.

Ознакомиться с информацией подробнее можно, скачав документы по приведенным ниже ссылкам.

Город Москва

— Результаты государственной кадастровой оценки по зданиям и земельным участкам

— Средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков

— Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость

— Результаты государственной кадастровой оценки по зданиям и земельным участкам

— Средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков

— Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость

[1]

2. Принятие поправок в закон о государственной кадастровой оценке относительно процедуры оспаривания кадастровой стоимости.

Минэкономразвития подготовило законопроект, полностью отменяющий существующий порядок оспаривания кадастровой стоимости в суде и комиссии (http://regulation.gov.ru/projects#npa=81912). Новый порядок предполагает, что заинтересованным лицам необходимо будет обратиться в государственное бюджетное учреждение (ГБУ), проводившее кадастровую оценку, с заявлением и отчетом об оценке.

Срок подачи такого заявления ограничен – оно может быть подано в течение шести месяцев с даты, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости. Теперь закон не требует, чтобы отчет об оценке рыночной стоимости был составлен на дату определения кадастровой стоимости. Тем самым заявление можно будет подать в течение 6 месяцев с даты, на которую был составлен отчет. При этом ГБУ будет рассматривать заявление о пересмотре стоимости без участия заявителя.

Читайте так же:  Как быстрее продать дом с земельным участком

Решение ГБУ можно оспорить в суде, но тут имеются риски:

1. Учитывая, что в данном случае будет оспариваться решение суда как ненормативно-правовой акт, срок подачи заявления в суд составит 3 месяца с момента принятия решения ГБУ. Ранее таких ограничений не было.

2. Так как ранее принятые судебные акты по вопросу оспаривания кадастровой стоимости будут неприменимы к таким решениям, возможно, суды будут рассматривать дела формально, оценивая наличие или отсутствие нарушений в процедуре принятия решения, полномочия лиц, принявших решение, а также сроки, в которые оно было принято. При этом судьи могут не вникать в суть причин отказа в пересмотре стоимости и не оценивать замечания соответствующего ГБУ к отчету об оценке рыночной стоимости. По сути, судебную практику оспаривания кадастровой стоимости необходимо будет формировать заново.

По словам замглавы Минэкономразвития Виктории Абрамченко, указанные поправки могут быть приняты уже весной 2019 года (https://iz.ru/816614/aleksandra-krasnogorodskaia/grazhdane-bystro-poluchat-pravo-na-svoi-garazh).

В свете изложенных изменений процедура оспаривания не будет такой простой, как раньше. Однако до момента принятия нового закона будет действовать упрощенная процедура оспаривания кадастровой стоимости, согласно которой не потребуется проходить досудебный порядок – можно будет идти сразу в суд.

С учетом этого, если уже сейчас приступить к изготовлению отчета об оценке, то можно начать процедуру оспаривания до принятия указанных поправок и сэкономить время, учитывая отсутствие необходимости проходить предлагаемый к введению досудебный порядок, и завершить процедуру оспаривания к середине следующего года.

С 1 января 2020 года во всех регионах определять и оспаривать кадастровую стоимость будут согласно закону о государственной кадастровой оценке

.shock / Depositphotos.com

Кадастровая оценка и оспаривание кадастровой стоимости пока могут осуществляться согласно Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ). Но с 1 января 2020 года во всех субъектах РФ эти вопросы должны будут регулироваться Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»(далее – Закон № 237-ФЗ). В течение переходного периода, который начался с 1 января 2017 года, государственная кадастровая оценка (ГКО) может проводиться в соответствии с обоими законами. При этом ГКО, начатая в соответствии с Законом № 135-ФЗ, должна быть завершена до 1 января 2020 года. Точная дата начала применения к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, исключительно Закона № 237-ФЗ определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта (ч. 1-3, ч. 5 ст. 24 Закона № 237-ФЗ).

Согласно «новому» порядку определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о ГКО, а не оценочной организацией, отбираемой на основе конкурса (ч. 1 ст. 14 Закона № 237-ФЗ). Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости – то есть вступления в силу соответствующего акта уполномоченного органа субъекта РФ, считается 1 января года, следующего за годом проведения ГКО. Но в любом случае акт вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (ч. 4 ст. 15 Закона № 237-ФЗ). Убытки, причиненные в результате нарушений при определении кадастровой стоимости, возмещаются в полном объеме за счет бюджетного учреждения (ч. 4 ст. 7 Закона № 237-ФЗ).

На практике нередко кадастровая стоимость объектов оказывается завышенной. А правообладатели, конечно, заинтересованы в справедливой оценке, поскольку кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу, налогу на имущество организаций и налогу на имущество физлиц. Главный юрисконсульт ООО НКЦ «Эталон» Александр Попов на круглом столе «Кадастровая оценка и налогообложение объектов недвижимости. Вопросы, возникающие на стыке бизнеса и власти», состоявшемся в МТПП, обозначил ключевые шаги, которые следует, как правило, предпринять для оспаривания кадастровой стоимости: подготовка отчета об оценке рыночной стоимости, оспаривание кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – комиссия), подготовка и подача соответствующего административного искового заявления (п. 15 ч. 1 ст. 20, глава 25 Кодекса административного судопроизводства), разбирательство в суде первой инстанции и затем в апелляции (чаще всего дело уходит в апелляционную инстанцию и на этом процесс завершается). Эксперт обратил внимание на то, что в отличие от порядка, предусмотренного ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ, досудебная процедура оспаривания в комиссии для юрлиц согласно Закону № 237-ФЗ не является обязательной, можно сразу обращаться в суд (ч. 1 ст. 22 Закона № 237-ФЗ).

Ключевыми документами, которые необходимо представить в суд при обращении с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости являются:

  • правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на объект недвижимости;
  • выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта;
  • отчет о рыночной стоимости объекта (ч. 2 ст. 246 КАС РФ, ч. 9 ст. 22 Закона № 237-ФЗ, ч. 16 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

Может ли требование установления кадастровой стоимости в размере рыночной рассматриваться как оспаривание императивно установленного налогового платежа? Узнайте ответ в «Энциклопедии судебной практики. Закон об оценочной деятельности. Кадастровая оценка« интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Александр Попов напомнил о том, что в случаях, когда удовлетворение требований административного истца сводится к реализации в судебном порядке его права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, судебные расходы относятся на заявителя. Решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем юридических интересов (п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»). Между тем, правило, обозначенное ВС РФ, расходится с позицией по этому вопросу Конституционного Суда Российской Федерации, о нюансах котрой можно узнать из авторской колонки управляющего партнера правового бюро «Тимофеев и партнеры» Александра Тимофеева, подготовленной специально для ГАРАНТ.РУ.

Читайте так же:  Коллекторское агентство первое коллекторское бюро

Напомним также, что с 1 января 2019 года будет изменен порядок применения кадастровой стоимости при налогообложении недвижимости. Стоит отметить, что измененная после указанной даты кадастровая стоимость должна учитываться при налогообложении с даты начала применения изначальной стоимости.

Как прирезать

«РГ» публикует новый закон, который разрешает бесплатно регистрировать лишние сотки

С первого взгляда обычный человек может и не понять, что замечательного скрыто под скучным названием публикуемого документа: «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости». Но новый закон не только полезный, но и во многом даже революционный.

Главное его новшество вот в чем. Закон, который заработает через 90 дней после его официального опубликования, позволит владельцам земельных участков зарегистрировать излишки используемой земли.

А теперь об этом подробнее. Из текста нового закона следует, что если при проведении комплексных кадастровых работ выяснится, что владелец участка использует больше земли, чем у него значится по документам, то он сможет оформить на себя эти излишки земли.

В Росреестре говорят, что часто площадь фактически используемых земельных участков превышает ту, что указана в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на 10 процентов, что является минимальным размером.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Публикуемый закон вносит изменения в два важных действующих закона — «О кадастровой деятельности» и «О государственной регистрации недвижимости». Задача нового закона — упростить проведение комплексных кадастровых работ.

Для тех, кто не сталкивался с кадастровыми работами, сразу уточним — они бывают, если так можно выразиться, индивидуальными и комплексными.

С индивидуальными познакомился почти каждый владелец дома, дачи, огорода, когда заказывал обмер и узаконивал свои сотки. Комплексные же кадастровые работы заказывают власти, как правило, городские или муниципальные. И такие работы выполняются за госсчет.

Поправки в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» позволят снять барьеры при выполнении комплексных кадастровых работ. Так, исключается требование о подготовке проекта межевания территории во всех случаях выполнения комплексных кадастровых работ. Это серьезно сэкономит бюджетные деньги. А там, где это оправдано и предусмотрено Градостроительным кодексом, например, на территории, занятой многоквартирными домами, проект межевания будет разрабатываться и дальше.

Определяются особенности проведения комплексных кадастровых работ для участков, занятых объектами общего пользования, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства и огородничества, в отношении лесных участков. Устанавливается порядок выявления самовольного занятия участков и порядок уточнения границ участков, площадь которых не соответствует указанной в ЕГРН.

Органы госвласти и органы местного самоуправления, которые и выступают заказчиками комплексных кадастровых работ, получают право бесплатно получить технические паспорта, оценочную и прочую нужную им документацию.

В законе также прописаны правила устранения ошибок в местоположении границ участков и административных границ силами самого Росреестра. В ведомстве подчеркнули — результаты комплексных кадастровых работ позволяют местным органам власти «повысить эффективность управления территориями, сократить количество земельных споров и защитить права собственников». Проект закона был разработан по инициативе минэкономразвития после анализа итогов комплексных кадастровых работ в 2017-2018 годах в 16 регионах. В 2019 году работы пройдут в 33 субъектах России. Они будут профинансированы из бюджета и обойдутся казне в 205 миллионов рублей. Популярность таких услуг растет. На 2020 год в Росреестр поступили заявки от 46 субъектов РФ.

Виктория Абрамченко, заместитель министра экономического развития РФ — руководитель Росреестра:

— Закон выгоден как гражданам, так и государству. Если в ходе проведения комплексных кадастровых работ выяснится, что гражданин использует площадь земли, которая больше, чем это предусмотрено документами, закон дает ему возможность оформить такие излишки. С момента начала выполнения комплексных кадастровых работ в 2017 году площадь земельных участков, учтенных в реестре недвижимости в результате таких работ, увеличилась на 20 процентов. Проведение комплексных кадастровых работ позволяет органам власти обеспечить справедливое налогообложение на своих территориях.

Об исчислении с 1 января 2019 года земельного налога после изменения кадастровой стоимости участка

С 1 января 2019 года вступает в силу новый порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости земельного участка и будет применяться к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

В этой связи сообщается, что кадастровая стоимость земельного участка, измененная на основании решений комиссии или суда, принятых после 1 января 2019 года (в том числе по искам, поданным до 1 января 2019 года), и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при исчислении налога начиная с даты начала применения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

При этом отмечено, что перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога для налогоплательщиков — физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом.

Вопрос: О земельном налоге в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров или суда с 01.01.2019.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 сентября 2018 г. N 03-05-05-02/69137

В Департаменте налоговой и таможенной политики рассмотрено письмо от 10 сентября 2018 г. по вопросу о земельном налоге и сообщается следующее.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации») в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Изменения, предусмотренные Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», вступят в силу с 1 января 2019 года и будут применяться к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Читайте так же:  В какие сроки возможно добровольное исполнение требований исполнительного документа

Одним из таких оснований является решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решение суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка, измененная на основании решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда об установлении рыночной стоимости этого объекта налогообложения, принятых после 1 января 2019 года (в том числе по искам, поданным до 1 января 2019 года), и внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, будет учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

[3]

При этом следует учитывать положения пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»), согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога для налогоплательщиков — физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.

Новый закон о кадастровой стоимости земли

Президент РФ Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ», который дает право регионам вводить или отменять мораторий на изменение кадастровой оценки недвижимости до 2020 года. Об этом сообщается на официальном портале правовой информации.

Согласно документу, установленный сейчас законом мораторий не будет применяться в обязательном порядке, но решение о его введении может быть принято высшим исполнительным органом власти субъекта РФ. Субъект сможет установить, что с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года будет применяться кадастровая оценка, которая действовала на 1 января 2014 года. Региональные власти должны принять решение о таком моратории до 20 декабря 2016 года и в течение трех дней направить его в Росреестр.

Закон «О государственной кадастровой оценке» вступил в силу 3 июля 2016 года. Параллельно Госдума приняла закон, вводящий мораторий на изменение кадастровой стоимости при взимании платы за землю (процент от кадастровой стоимости) во всех ее возможных формах. Еще в марте 2016 года в Минэкономразвития заговорили о необходимости упорядочить кадастровую оценку, в соответствии с которой начисляются налоги на имущество физических лиц.

Новый закон о кадастровой стоимости земли

Кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в частном владении, может быть оспорена в суде органами местной власти. Соответствующий закон вступил в силу сегодня, 4 августа. Пока изменения касаются только городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Закон и комментарии к нему опубликованы в «Российской газете».

С сегодняшнего дня муниципалитеты имеют право оспорить кадастровую оценку в том случае, если стоимость земельного участка была существенно снижена, поясняет издание. Эта норма уравнивает в правах на оспаривание кадастровой оценки местные власти и собственников земли, говорится в официальной публикации.

Занижение кадастровой оценки приводит к снижению поступлений в бюджет, так как оценка учитывается при расчете земельного налога, отмечает «РГ». Ранее в законодательство были внесены поправки, позволяющие собственникам оспорить результаты оценки и снизить стоимость своих участков через суд, уточняется в заметке. Однако у местных властей встречной возможности оспорить результаты таких судебных решений не было, поясняется в статье.

На начало 2017 года 29,2 млн земельных участков в России имело координатное описание границ, пишет газета. Примерно половина участков в стране, по данным издания, еще не прошли кадастровую оценку.

До 1 января 2017 года кадастровую стоимость объектов недвижимости определяли независимые оценщики, а утверждали региональные и местные органы власти. С 1 января 2017 года вступил в силу закон «О государственной кадастровой оценке», который позволяет заниматься оценкой объектов недвижимости только государственным структурам, подконтрольным региональным властям.

Согласно закону, государственная кадастровая оценка будет проводиться во всех субъектах Российской Федерации по новым правилам с 2020 года. При этом регионы по своему усмотрению могут начать проведение государственной кадастровой оценки по новым правилам уже с 2018 года. В правительстве рассчитывают, что новый механизм кадастровой оценки сократит количество обращений о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости. В апреле текущего года Росреестр сообщил, что россияне стали на 50% чаще оспаривать кадастровую стоимость недвижимости. В июне Конституционный суд России признал право оспаривающих кадастровую стоимость на возмещение судебных расходов.

Все об изменениях в законе о земельном кадастре в 2019 году

С 1 января 2018 года введен запрет на проведение регистрационных действий с земельными участками, границы которых не узаконены. Изменения распространяются на наделы, предназначенные для садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.

Действительно ли граждане могут лишиться земельных участков, принадлежащих им по праву собственности, но не занесенных в ЕГРН? Удастся ли этого избежать, проведя межевание?

Специалисты сервиса «КТОТАМ.ПРО» отвечают на эти и другие вопросы в данной статье.

Запрет на распоряжение участком: ограничивается ли право собственности?

Главное изменение в законе о кадастре в 2018 году — запрет на распоряжение участком, информация о котором не внесена в ЕГРН. Сведения в базу реестра вносятся при условии, что в отношении земельного надела кадастровым инженером проведено межевание.

Имея на руках свидетельство о собственности, владелец не сможет ни обменять, ни подарить, ни провести иных регистрационных сделок с имуществом. Фактически законодатель ограничивает его право собственности.

Цель нововведений — постепенное уточнение границ и сбор информации о земельных участках, расположенных на всей территории РФ.

Могут ли государственные органы изъять участок?

Невыполнение обязанности по проведению процедуры межевания может стать причиной для изъятия участка, НО только в случае признания его бесхозным. Как планируется применять это нововведение на практике?

Читайте так же:  Надо ли платить налог на имущество пенсионерам

Земельные наделы в судебном порядке могут быть признаны бесхозными при условии, что они удовлетворяют следующим требованиям:

  • территория не состоит на кадастровом учете,
  • право собственности на нее не зарегистрировано (либо собственник от него отказался).

Вынесение судебного решения о признании участка бесхозным — основание для его постановки на учет и передачи в собственность того муниципального образования, на котором он располагается. Рассматриваемое изменение ограничивает права фактических собственников, т.е. граждан, владеющих землей без свидетельства собственности и других документов.

Как провести межевание? Поэтапный порядок

Во избежание конфликтов с органами местного самоуправления, недопущения признания участка бесхозным или ограничения права собственности, рекомендуется провести процедуру межевания в установленном порядке.

Этапы проведения межевания:

  1. Обратитесь к кадастровому инженеру для заключения договора подряда, на основании которого будет проведено межевание. Специалист согласует границы с соседними участками и выдаст межевой план.
  2. Обратитесь в МФЦ для написания заявления (по типовой форме, бланк выдается в отделении центра) и сдачи межевого плана. Проверка документов занимает от 3 до 14 дней, после чего вносятся изменения в ЕГРН.

Мы рекомендуем вам ответственно подойти к выбору геодезической компании, оказывающей услуги по установлению и фиксации границ. Перед подписанием внимательно изучите положения договора подряда. Итоговый план межевания предоставляется заказчику в электронном или бумажном виде.

Чтобы в дальнейшем полноценно распоряжаться земельным участком и совершать в его отношении регистрационные действия, потребуется получить стандартную или расширенную кадастровую выписку из ЕГРН.

Что с дачной амнистией?

Дачная амнистия становится недоступной для участков, отведенных под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). Теперь для регистрации права собственности на жилой дом с 1 марта 2018 года нужно сдавать разрешение на ввод в эксплуатацию.

Упрощенный порядок регистрации земельных участков сохраняется до 2020 года. Обратите внимание: дальнейшего продления дачной амнистии не предвидится — законодатель планирует постепенное прекращение упрощенной регистрации наделов и жилых построек.

Другие изменения в кадастровом законодательстве

Кроме возложения на владельцев участков обязанности по проведению межевания, в 2018 году принят ряд других поправок. Они распространяются на налоговые правоотношения с земельными наделами, а именно:

  • Оценка земель будет производиться государственными учреждениями, при этом полученный результат будет максимально приближен к рыночной стоимости. Напоминаем, что ранее оценкой могли заниматься частные компании и эксперты.
  • Устанавливается возможность собственников земли обращаться с иском в суд, если они не согласны с установленной госучреждением кадастровой стоимостью. Введение судебной защиты — возможность снизить размер уплачиваемого налога в случае явного несоответствия.

Кадастровая стоимость земельного участка указывается в первом разделе выписки из ЕГРН.

Преимущества и недостатки нововведений в законе о кадастре

Плюсы: Минусы:
  • Быстрое разрешение споров, возникающих в сфере земельных правоотношений (по факту нарушения границ).
  • Увеличение налогооблагаемой базы, поскольку объем неузаконенных наделов существенно снизится.
  • Систематизация информации о всех объектах, входящих в земельный фонд Российской Федерации.
  • Резкое увеличение количества судебных исков в отношении муниципальных образований, на территории которых располагается участок, признанный бесхозным.
  • Возникновение новых обязанностей для владельцев земельных наделов.
  • Увеличение налоговой ставки и, как следствие, размера уплачиваемых налогов.

Прогнозы и оценка экспертов

Эксперты полагают, что механизм обязательного установления границ участков разработан для упрощения регистрации права собственности и приведения земельного дела «в порядок». Кроме того, отсутствие межевания время от времени приводит к спорам между соседями, разрешаемым в судебном порядке.

Что касается оценки наделов, то многие эксперты считают, что изменение методики расчета является необходимой и безотлагательной мерой. При этом местные власти должны стараться реализовывать комплексный подход для того, чтобы стимулировать экономическое развитие региона.

Одно из основных преимуществ введения изменений — муниципальное образование сможет использовать денежные средства для повышения уровня качества жизни в регионах, при этом не потребуется согласовывать расходы с федеральными государственными органами.

Вместе с тем ожидается существенный рост уровня судебных споров, причиной которых является признание участка бесхозным. О том, как сложится дальнейшая судебная практика и встанет ли суд на сторону фактических собственников, пока можно только предполагать.

Как узнать, зафиксированы ли границы вашей земли?

Чтобы уточнить, можете ли вы проводить сделки с земельным участком, запросите расширенную выписку из ЕГРН. Она содержит сведения о местонахождении границ надела, если ранее эти сведения были зафиксированы в базе.

Запросить документ вы можете в Росреестре или МФЦ, но более быстрое и легкое оформление кадастровой выписки доступно на online-портале «КТОТАМ.ПРО».

Здесь для получения стандартной или расширенной выписки из ЕГРН достаточно 30 минут. Пользователю необходимо указать кадастровый номер территории и оплатить государственную пошлину (250 руб.).

Ключевые преимущества портала:

  • круглосуточная работа,
  • отсутствие очередей,
  • на 100 % достоверные сведения,
  • удобные способы оплаты,
  • понятный интерфейс,
  • опция sms-информирования,
  • моментальная регистрация,
  • пакетные предложения для партнеров и корпоративных клиентов.

Внимание! Отслеживание статуса исполнения заказа для зарегистрированных пользователей доступно через личный кабинет.

Сервис «КТОТАМ.ПРО» специализируется на быстром и качественном обслуживании физических и юридических лиц, а также специалистов рынка недвижимости. Гарантируется официальность всей информации, поскольку её источником является база ЕГРН.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Кадастровая выписка предоставляется в формате .html, поэтому её можно распечатать через личный кабинет пользователя. Запросить информацию через портал могут как собственники участков, так и заинтересованные лица.

Источники


  1. Пикуров, Н. И. Комментарий к судебной практике квалификации преступлений на примере норм с бланкетными диспозициями / Н.И. Пикуров. — М.: Юрайт, 2014. — 496 c.

  2. Попова А. В. Международное частное право; Питер — Москва, 2010. — 192 c.

  3. Кудинов, О.А. Обязательства вследствие причинения вреда и неосновательного обогащения: Юридический комментарий / О.А. Кудинов. — М.: Городец, 2015. — 128 c.
  4. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 304 c.
  5. Чашин, А. Н. Лишение водительских прав. Как автовладельцу выиграть судебный процесс / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2017. — 969 c.
Новый закон о кадастровой стоимости земли
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here