Налоговые органы наделены правами которые закреплены

Полезная информация в статье: "Налоговые органы наделены правами которые закреплены". На странице собрана информация полностью раскрывающая тему и некоторые нюансы. Для каждого конкретного случая все же требуется отдельная консультация. За ней можно обратиться к дежурному юристу.

НК РФ Статья 31 Права налоговых органов

1. Налоговые органы вправе:

1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2.1) контролировать исполнение банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом. Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;

3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

6) в порядке, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;

7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, или непредставления налогоплательщиком — иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций;

8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом;

10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;

11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

14) предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления):

о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

15) восстанавливать в случае, предусмотренном пунктом 1.1 статьи 59 настоящего Кодекса, суммы недоимки, задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию.

2. Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные настоящим Кодексом.

2.1. Права, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении налогоплательщиков, налоговые органы также осуществляют в отношении плательщиков страховых взносов.

3. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

4. Формы и форматы документов, предусмотренных настоящим Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены настоящим Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом. Лицам, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.

Читайте так же:  Как привлечь к ответственности за оскорбление личности

В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

Документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа.

5. В случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом:

налогоплательщику — российской организации (ее филиалу, представительству) — по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц;

налогоплательщику — иностранной организации — по адресу места осуществления им деятельности на территории Российской Федерации, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков;

налогоплательщику — иностранной организации (за исключением международной организации, дипломатического представительства), не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через обособленное подразделение, — по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков;

налогоплательщику — иностранной организации, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство и имеющей на территории Российской Федерации объект недвижимого имущества на праве собственности, — по адресу места нахождения указанного объекта недвижимого имущества или по предоставленному налоговому органу адресу;

налогоплательщику — индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, — по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.

Форма заявления о предоставлении налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Документы, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, передаются налоговым органом иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

До предоставления иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, доступа к личному кабинету налогоплательщика в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса документы, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, передаются по любому известному налоговому органу адресу электронной почты такой иностранной организации. В этом случае датой получения иностранной организацией соответствующего документа считается день, следующий за днем его передачи по адресу электронной почты.

Права и обязанности налоговых органов

Налоговые органы вправе: .

Налоговые органы вправе:

требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;

производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном НК РФ;

[3]

в порядке, предусмотренном НК РФ, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогооблофжения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества ;

определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ;

требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;

привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

Читайте так же:  Частичное признание иска ответчиком в гражданском процессе

о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ;

о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном НК РФ;

о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

в иных случаях, предусмотренных НК РФ.

Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные НК РФ.

Налоговые органы обязаны:

соблюдать законодательство о налогах и сборах;

осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;

принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;

соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов;

по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами.

Процессуальные права налоговых органов

«Финансовое право», 2009, N 2

Видео (кликните для воспроизведения).

Автором приводятся и анализируются основные процессуальные права налоговых органов, а также требования, которые необходимо учитывать государству при установлении соответствующих прав налоговых органов.

Налоговые органы оказывают непосредственное влияние на формирование доходной части бюджета.

Определение компетенции налоговых органов является одной из главных проблем государства. Многие авторы обращают внимание на тесную связь прав и обязанностей налоговых органов. М.В. Карасева подчеркивает, что для государственного органа все права не есть права в классическом понимании, органу не дозволяется, а вменяется в обязанность требовать определенного поведения .

[1]

Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М., 2001. С. 207.

Налоговый кодекс РФ использует все термины: и «компетенция» (п. 3 ст. 30), и «полномочия» (п. п. 2, 4 ст. 30, ст. 34, п. 2 ст. 36), и «права» (ст. ст. 31, 34), и «обязанности» (ст. ст. 32 — 34). Однако соотношение между ними не всегда четко определяется. Иногда законодатель отождествляет понятия «полномочия» и «права», а иногда «полномочия» используется как термин, охватывающий права и обязанности налоговых органов. Разграничение прав и обязанностей выглядит весьма искусственно . Так, например, право налоговых органов на привлечение налогоплательщика к ответственности можно именовать и обязанностью. Нередки случаи, когда право формулируется одновременно и как обязанность . Мы полагаем, что такое положение не помогает налоговым органам эффективно пополнить доходную часть бюджета.

Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. М., 2000. С. 145.
Право налоговых органов проводить налоговые проверки одновременно сформулировано и как право (п. 2 ст. 31 НК РФ), и как обязанность (п. 2 ст. 32 НК РФ).

Законодательство должно четко устанавливать права и обязанности налоговых органов, не допуская неоднозначного толкования.

В первую очередь для аккумуляции налогов в бюджет налоговые органы должны обладать необходимой информацией о состоянии налоговых обязательств налогоплательщика (о совершаемых операциях с объектом налогообложения, о полученных доходах и др.). Первичная информация о налогоплательщике собирается при постановке на налоговый учет. Далее Налоговый кодекс РФ предусматривает обязанности налогоплательщиков информировать в необходимых случаях налоговые органы (об открытии и закрытии счетов в банках, о перемене места нахождения и т.д.), а также подавать декларации практически по всем подлежащим уплате налогам. Однако этой информации недостаточно. Поэтому ст. 31 НК РФ закрепила права налоговых органов получать информацию как от компетентных лиц, так и истребовать необходимые документы.

Во-первых, налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов . Налоговый кодекс не раскрывает, что следует понимать под документами, служащими основаниями для исчисления и уплаты налогов, и документами, подтверждающими правильность их исчисления и своевременность уплаты, как и не устанавливает их точного перечня. Поэтому правомерность требований соответствующего органа о предоставлении того или иного документа должна оцениваться в каждом конкретном случае, а основным критерием оценки будет выступать степень значения юридического факта, который удостоверяет документ, для процесса исчисления и уплаты налогов.

Читайте так же:  Как узнать где я зарегистрирован в интернете

Подпункт 1 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

Документами, подтверждающими правильность исчисления и уплаты налогов, являются договоры, акты, соглашения, таможенные декларации и т.д. В каждом конкретном случае налоговые органы будут решать, какие именно документы позволят получить им информацию о правильности и своевременности уплаты налогоплательщиками налогов и сборов в бюджет.

В том случае, если у должностных лиц есть достаточные основания полагать, что документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, а также если налогоплательщик отказывает в представлении истребуемых документов, то они могут произвести их выемку .

Порядок производства выемки установлен ст. 94 Налогового кодекса РФ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824. Необходимо отметить, что он ничем не отличается от процессуальной выемки документов и предметов.

Однако ст. 31 Налогового кодекса РФ ограничивает возможности проведения выемки рамками налоговой проверки. Кроме того, Налоговый кодекс РФ устанавливает, что документы изымаются в копиях. И только если есть основания полагать, что подлинники документов могут быть сокрыты или уничтожены, то тогда изымаются подлинные документы, а налогоплательщику оставляются копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа. Мы полагаем, что данные ограничения справедливы, поскольку в противном случае налогоплательщик может быть лишен возможности составления бухгалтерского баланса, налоговых деклараций, а это, в свою очередь, может повлечь неуплату налогов.

Вправе налоговые органы истребовать документы и у банков как своеобразных агентов по перечислению налогов в бюджетную систему . На основе этой информации налоговые органы смогут принять меры по принуждению банка к исполнению обязанностей и привлечению его к ответственности.

Подпункт 11 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ предусматривает, что налоговые органы вправе требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

В случае неуплаты налогов в срок налоговые органы вправе принять ряд мер принудительного характера. Они вправе приостанавливать операции по счетам в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Приостановление операций по счетам в банках применяется в отношении индивидуальных предпринимателей и организаций. Решение о приостановлении операций по счетам в банке принимается руководителем налогового органа.

Налоговые органы имеют право налагать арест на имущество налогоплательщиков — организаций.

Арест имущества налагается для того, чтобы налоговые органы имели возможность наблюдать за действиями налогоплательщика в отношении его имущества и, кроме того, обеспечить возможное взыскание налога за счет имущества организации. На наш взгляд, действия налоговых органов по аресту также должны быть ограничены и арест имущества должен применяться только в том случае, когда исчерпаны все остальные средства давления на налогоплательщика.

Мы полагаем, что данные меры должны применяться, так как позволяют защитить финансовые интересы государства. Вместе с тем их применение должно быть ограничено определенными рамками, не допускающими чрезмерного вмешательства в деятельность налогоплательщиков и нарушения прав человека и гражданина.

Могут налоговые органы для принуждения налогоплательщика к исполнению возложенных обязанностей создавать налоговые посты. Пункт 13 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» предоставляет налоговым органам право создавать на период погашения задолженности по налогам контрольные налоговые посты в организациях, имеющих трехмесячную и более задолженность.

В том случае, когда налогоплательщик добровольно обязанности по уплате налогов не исполняет, налоговые органы имеют возможности принудительно аккумулировать налоги в бюджетную систему и поэтому вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам и пени. Обязательный характер налога предполагает, что он может быть взыскан в принудительном порядке.

Бесспорное списание сумм налогов, сборов и пеней со счетов налогоплательщиков является предметом нескончаемых споров. Налогоплательщики считают бесспорный порядок взыскания чрезмерным вмешательством в право частной собственности. Мы полагаем, что, несмотря на то что бесспорное списание серьезно нарушает право организации свободно распоряжаться собственными денежными средствами, налоговые органы должны обладать таким правом.

Статья 30. Налоговые органы в Российской Федерации

1. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.

3. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 30 НК РФ

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля над:

соблюдением законодательства о налогах и сборах;

правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов;

правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Единую централизованную систему налоговых органов составляют:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба — ФНС России).

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России осуществляет общее руководство налоговыми органами, а также издает нормативно-правовые акты (инструкции, пояснения и т.п.)).

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов Российской Федерации;

Читайте так же:  Виды и методы взыскания долгов с физических лиц

2) его территориальные органы (управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции (МИ ФНС), инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления (ИФНС), инспекции межрайонного уровня).

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются юридическими лицами, имеют бланк и печать с изображением государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, эмблему, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Компетенция налоговых органов определена настоящим Кодексом (ст. ст. 31, 32 НК РФ) и иными нормативными правовыми актами, не противоречащими Кодексу.

Федеральная налоговая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ, а также Положением о Федеральной налоговой службе.

ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

В процессе взаимодействия налоговых органов с таможенными органами, финансовыми органами, иными госорганами и организациями указанные органы обмениваются полученной информацией, представляют друг другу необходимые документы и сведения, проводят совместные мероприятия, призванные пресечь налоговые правонарушения и обеспечить своевременную и полную уплату налогов и сборов.

Новые полномочия и ответственность налоговых органов

«Налоговый вестник», N 6, 1999

В соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту — НК РФ, Кодекс) с 1 января 1999 г. права и обязанности налоговых органов рассматриваются в системной связи с правами и обязанностями налогоплательщиков. Согласно п.2 ст.22 НК РФ права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.

Предоставляемые права могут реализоваться лишь в пределах функций налогового органа и в соответствии с установленными ему задачами. Для выполнения своих обязанностей налоговые органы наделены соответствующими правами. Права налогового органа — это права различных должностных лиц этого органа.

Статьей 31 НК РФ установлены следующие права налоговых органов.

  1. Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или иного обязанного лица документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Комментируя указанное право налоговых органов, доктор экономических наук профессор В.Г. Пансков объективно считает, что такое право предоставлено налоговым органам для реализации возложенных на них задач .

Пансков В.Г. Комментарии к Налоговому кодексу Российской Федерации. — М.: Финансы и статистика, 1998. С. 13.

Полагаю, что слова «требовать от налогоплательщика или иного обязанного лица документы» изложены в начале ст.31 НК РФ правильно, так как проверяется в первую очередь наличие документов, а затем их содержание.

Вышеназванная норма лаконично и конкретно устанавливает права налоговых органов в части требования от налогоплательщика и иного обязанного лица документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов. Аналогичная норма права была установлена в ст.14 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»), которая утратила силу с 1 января 1999 г.

  1. Налоговым органам предоставлено право проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.

Налоговая проверка является важнейшим инструментом налогового контроля, позволяющим наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов (сборов) и исполнение налогоплательщиком других возложенных на него обязанностей.

Очевидно, что не только результат налоговой проверки и соответствующие выводы и претензии сторон, но и сам ход ее проведения потенциально являются наиболее конфликтными, поэтому необходимо максимально подробно регламентировать законом все процедурные моменты, связанные с проведением налоговой проверки, оформлением ее выводов и результатов, возможностью оспорить эти выводы и результаты, а также с разрешением споров и обжалованием результатов действий участников налоговой проверки.

По мнению В.Г. Панскова, право проводить налоговые проверки является основным правом налоговых органов. Кроме того, В.Г. Пансков в комментарии к НК РФ указал, что Кодекс внес существенные коррективы в порядок осуществления и организации проверок .

Пансков В.Г. Комментарии к Налоговому кодексу Российской Федерации. — М.: Финансы и статистика, 1998. С. 13.

Налоговые инспекции проводят камеральные и выездные (ранее — документальные) проверки. Налоговой проверкой могут быть охвачены не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки (ст.87 НК РФ).

Выездная налоговая проверка проводится не чаще одного раза в год и не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной проверки до трех месяцев (ст.87 НК РФ). Ранее проверки проводились за последние 6 лет.

  1. Налоговые органы при проведении налоговых проверок вправе изымать по акту у налогоплательщика или иного обязанного лица документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

Директор Центра экономических экспертиз «Налоги и финансовое право» (г. Екатеринбург), кандидат экономических наук А.В. Брызгалин, комментируя названное право налоговых органов, заявил, что основания изъятия согласно НК РФ значительно отличаются от предусмотренных в Законе РСФСР от 21.03.1991 N 943-1 «О Государственной налоговой службе РСФСР». Во-первых, изъятию подлежат документы, свидетельствующие о совершении любых налоговых правонарушений; во-вторых, документы могут быть изъяты только в тех случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты и изменены или заменены; в-третьих, изымать документы в рамках налогового контроля органы вправе только в период проведения проверки. Изъятие документов производится в порядке, установленном ст.94 НК РФ.

Наличие оснований полагать, что документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, устанавливается должностными лицами, осуществляющими проверку. При несогласии с необоснованными и неправомерными действиями должностного лица при изъятии документов налогоплательщик вправе требовать от него строгого соблюдения законодательства о налогах и сборах (пп.10 п.1 ст.21 НК РФ).

Читайте так же:  Можно ли получить снилс по временной регистрации

С вступлением в силу НК РФ п.7 ст.7 Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» и пп.»д» п.2 ст.14 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в части, противоречащей абз.4 п.1 ст.31 Кодекса, не применяются .

Комментарий к Налоговому кодексу РФ, части первой (постатейный) / Под ред. А.В. Брызгалина. — М.: «Аналитика — Пресс», 1998. С. 123.

  1. Налоговые органы на основании письменного уведомления вправе вызывать в налоговые органы налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов, а также вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля .

Налоговый кодекс РФ. Часть первая: Постатейный комментарий / Под общей ред. В.И. Слома. — М.: Изд. «Статус», 1998. С. 72.

По этому поводу А.В. Брызгалин в Комментарии к НК РФ пишет, что на основании письменного уведомления налогоплательщик может быть вызван в налоговые органы для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) им налогов. При этом право налогового органа на вызов налогоплательщика для дачи пояснений не подкреплено в тексте Кодекса аналогичной корреспондирующей обязанностью последнего. Представляется, что хотя пп.7 п.1 ст.23 НК РФ на налогоплательщика и возложена обязанность предоставлять налоговому органу необходимую информацию, однако вызов в налоговый орган для дачи пояснений и предоставление информации — это самостоятельные методы осуществления налогового контроля. По-видимому, законодателю следует устранить неясность в этом вопросе.

Кроме того, как указывает А.В. Брызгалин, обязанность налогоплательщика являться в налоговые органы по их вызовам Кодексом не предусмотрена, так же как не предусмотрены принудительный привод (в отличие от первоначальных проектов НК РФ) и ответственность за неявку .

Комментарий к Налоговому кодексу РФ, части первой (постатейный) / Под ред. А.В. Брызгалина. — М.: «Аналитика — Пресс», 1998. С. 124.

Полагаю, что в НК РФ следует внести дополнения в части установления обязанности налогоплательщика являться в налоговые органы на основании их письменного уведомления, а также меры ответственности, применяемой к налогоплательщику в случае его неявки.

Право вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений налоговым органам предоставлено впервые. Ранее действующим законодательством было установлено право на «получение» налоговыми органами «необходимых объяснений, справок и сведений по вопросам, возникающим при проверках» (пп.»а» п.2 ст.14 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»), но механизма реализации этого права установлено не было.

  1. Налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных лиц в порядке, предусмотренном НК РФ.

В Кратком комментарии к части первой Налогового кодекса РФ под редакцией Э.М. Цыганкова дается ссылка на порядок приостановления операций и наложения ареста, установленный ст.ст.76 и 77 НК РФ, для реализации указанного права .

[2]

Краткий комментарий к части первой Налогового кодекса РФ / Под ред. Э.М. Цыганкова. — М.: Спарк, 1998. С. 43.

Приостановление операций по счетам в банке применяется налоговым органом в целях обеспечения исполнения решений о взыскании с налогоплательщика налога или сбора в том случае, если он в установленные законом сроки не внес в бюджет причитающиеся налоги. Приостановление операций по счетам в банке означает, что банк прекращает все расходные операции по всем счетам налогоплательщика, за исключением тех расходов, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

При этом важно подчеркнуть, что НК РФ установил безусловное выполнение банками решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. Только сам налоговый орган, не считая постановлений суда, может отменить данное решение. С другой стороны, согласно НК РФ приостановление операций налогоплательщика по его счетам в банке не может длиться более трех месяцев в календарном году.

Арест имущества применяется налоговыми органами лишь в исключительных случаях в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога и может быть осуществлен лишь с санкции прокурора.

Арест имущества налогоплательщика производится в случае неисполнения налогоплательщиком в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых органов достаточных оснований полагать, что указанный налогоплательщик может предпринять меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Учитывая исключительный характер права налоговых органов на арест имущества, НК РФ достаточно полно описывает порядок этой процедуры, необходимые условия и обязанности налоговых органов при ее осуществлении. В частности, установлено, что аресту может подлежать только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения решения по уплате налога. Кроме того, НК РФ предписывает, что решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика принимается руководителем контролирующего органа в форме соответствующего постановления. Не допускается проведение ареста имущества в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

Видео (кликните для воспроизведения).

При производстве ареста имущества в обязательном порядке должен быть составлен соответствующий протокол, в котором перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием его наименования, количества индивидуальных признаков, а при возможности — стоимости .

Источники


  1. Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.

  2. Фохт-Бабушкин, Ю.У. Искусство в жизни человека. Конкретно-социологические исследования искусства в России конца XIX — первых десятилетий XX века. История и методология / Ю.У. Фохт-Бабушкин. — М.: Алетейя, 2016. — 788 c.

  3. Общая теория государства и права. Учебник. В 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
  4. Мархгейм, М. В. Правоведение / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков. — М.: Феникс, 2009. — 416 c.
  5. Наумов, С.Г. Доверенность: часто задаваемые вопросы, образцы документов; М.: Юрайт, 2011. — 169 c.
Налоговые органы наделены правами которые закреплены
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here