Государства заключают налоговые соглашения в целях

Полезная информация в статье: "Государства заключают налоговые соглашения в целях". На странице собрана информация полностью раскрывающая тему и некоторые нюансы. Для каждого конкретного случая все же требуется отдельная консультация. За ней можно обратиться к дежурному юристу.

Информационное сообщение о вступлении в силу многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения от 24 ноября 2016 года Отправить по электронной почте

Дата публикации: 03.07.2019

Дата изменения: 03.07.2019

Прикрепленный файл: docx, 19.71 кБ

О вступлении в силу многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения

18 июня 2019 года Депозитарию Организации экономического сотрудничества и развития была передана ратификационная грамота о ратификации многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (далее – многосторонняя Конвенция) с оговорками и уведомлениями, сделанными Российской Федерацией и отражающими объем обязательств, принятых на себя Российской Федерацией.

Для Российской Федерации многосторонняя Конвенция вступает в силу с 1 октября 2019 года.

В отношении налогов у источника многосторонняя Конвенция будет применяться с 1 января 2020 года применительно к соглашениям об избежании двойного налогообложения (далее – соглашения), заключенным с юрисдикциями, которые уже ратифицировали многостороннюю Конвенцию. В отношении всех других налогов – не ранее 1 января 2021 года.

Для применения многосторонней Конвенции к конкретному соглашению государство-партнер по соглашению должно подписать многостороннюю Конвенцию, а также включить Российскую Федерацию в перечень юрисдикций, в отношении которых применяется многосторонняя Конвенция.

Многосторонняя Конвенция будет применяться к 71 соглашению, заключенному Российской Федерацией с иностранными государствами. Исключение составляют соглашения со странами, не являющимися участниками Специальной группы ОЭСР по разработке многосторонней Конвенции, а также соглашения с теми странами, с которыми ведутся переговоры по заключению новых соглашений или протоколов о внесении изменений с учетом положений многосторонней Конвенции.

На настоящий момент многосторонняя Конвенция ратифицирована 20 государствами, на соглашения с которыми распространяется действие многосторонней Конвенции: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Индия, Ирландия, Израиль, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, ОАЭ, Польша, Сербия, Сингапур, Словакия, Словения, Финляндия, Франция.

Многосторонняя Конвенция содержит следующие требования минимального стандарта, которые будут применяться к соглашениям: замена существующих преамбул соглашений; применение правил, ограничивающих злоупотребления положениями соглашений (Российской Федерацией был выбран принцип основной цели, дополненный упрощенным положением об ограничении льгот); правила о взаимосогласительных процедурах; требования по корректировке прибыли ассоциированных предприятий.

В отношении других положений многосторонней Конвенции Российской Федерацией были сделаны оговорки и уведомления, содержащиеся в Федеральном законе от 1 мая 2019 года № 79-ФЗ «О ратификации многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения».

Подписанты и стороны многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения

Международные договоры в системе налогового законодательства

Применение национального и международного налоговых законодательств имеет свои особенности. Так, статьей 15 Конституции РФ декларируется приоритет международного права над правом национальным. Кроме того, в соответствии со ст. 7 Налогового кодекса, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем те, которые содержатся в российском законодательстве, то применяются правила и нормы международного договора. Международные налоговые отношения возникают в результате международного экономического взаимодействия субъектов-налогоплательщиков разных стран.

В системе налогового законодательства традиционно выделяются четыре группы международных договоров по вопросам налогообложения.

Первая группа: международные соглашения общего характера, которые, кроме иных сфер сотрудничества, устанавливают также общие принципы взаимодействия сторон в сфере налогообложения. Непосредственному применению эти акты не подлежат, а содержащиеся в них принципы реализуются в иных международных соглашениях и конвенциях, а также в национальном законодательстве каждой страны. К ним относятся, в частности. Европейская социальная хартия (принята 18 октября 1961 года, вступила в действие в 1965 году), заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 год).

Вторая группа: международные двусторонние и многосторонние соглашения, направленные в основном на избежание двойного налогообложения, недискриминацию налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории зарубежных стран, а также на предотвращение налоговых правонарушений.

В этой группе соглашений выделяются три подгруппы.

1) Общие налоговые соглашения (конвенции), которые охватывают все вопросы, относящиеся к взаимоотношениям государств по поводу прямых или косвенных налогов. В настоящее время Россия имеет более тридцати соглашений, договоров об избежании (устранении) двойного налогообложения.

2) Ограниченные налоговые соглашения, которые посвящаются либо отдельным налогам. Например, соглашение о налогах на наследство, либо налогообложению отдельных видов деятельности. Россия является преемницей более двадцати соглашений об устранении двойного налогообложения при транспортных перевозках, заключенных СССР с иностранными государствами.

3) Соглашения об оказании административной помощи по налоговым делам. Эти соглашения заключаются между налоговыми органами различных стран в целях обмена информацией, усиления налогового контроля и т. д.

Третья группа: соглашения, которые наряду с экономическими, культурными и другими вопросами международного сотрудничества рассматривают и налоговые вопросы, например, об установлении благоприятного налогового режима, о предоставлении дополнительных налоговых льгот и т. д. Большое значение имеют торговые договоры и соглашения, на основе которых устанавливается режим наибольшего благоприятствования в отношении таможенных пошлин.

Четвертая группа: международные соглашения, носящие в основном индивидуальный характер и направленные на освобождение от уплаты налогов конкретных международных организаций в странах пребывания (ООН, Юнеско и т.д.).

| следующая лекция ==>
Законодательство субъектов РФ в системе налогового законодательства | Публичные субъекты налогового права

Дата добавления: 2013-12-14 ; Просмотров: 1232 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

§ 1. Действие международных налоговых соглашений в Российской Федерации

Важную роль в глобальной налоговой реформе играет международное сотрудничество. Государства активно взаимодействуют друг с другом по налоговым вопросам: заключают соответствующие международные соглашения , унифицируют национальное налоговое законодательство, приводят его в соответствие с международными стандартами, оказывают правовую помощь в борьбе с налоговыми правонарушениями . В рамках международного экономического права сформировалась новая подотрасль — международное налоговое право . Нормы международного налогового права зафиксированы образом в договорах (Договор об

Читайте так же:  Пошлина за регистрацию договора аренды нежилого помещения

учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г., Типовое налоговое соглашение Британского Содружества наций 1964 г., Конвенция между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от налогообложения 1996 г. и др.). Однако налоговые нормы закреплены и в иных источниках международного права, в частности, в актах органов международных организаций. Так, в 1996 г. Совет глав правительств при Межгосударственном совете Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России одобрил Основные принцицы взаимодействия налоговых служб государств — участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. В 1997 г. Совет глав правительств СНГ принял Положение о лоряд- ке применения налога на добавленную стоимость и акцизов по поставкам товаров (услуг) по производственной кооперации при расчетах между хозяйствующими государств —

В рамках ООН разработана Международная налоговая программа, целью которой является оказание содействия государствам в совершенствовании их налоговых систем. В 1993 г. были опубликованы разработанные в рамках указанной Программы «Основы мирового налогового кодекса». Основы включают проект Мирового налогового кодекса (МНК) и комментарии к нему. МНК направлен на унификацию национального законодательства, выработку единообразной терминологии. В МНК зафиксированы общие принципы налогообложения, регламентируется взимание наиболее важных налогов (подоходный налог, НДС, акцизы, налог на недвижимость), определяются принципы организации и деятельности национальных налоговых служб. МНК, таким образом, является ориентиром для государств в процессе кодификации и прогрессивного развития национального налого-вого права.

Основными направлениями современного международного сотрудничества в сфере налогообложения являются:

определение основных принципов налогообложения (Типовая конвенция ООН для урегулирования налоговых отношений между развитыми и развивающимися странами 1980 г., Соглашение между правительствами России и Казахстана о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле 2000 г.

избежание двойного налогообложения (Многосторонняя конвенция об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения 1979 г., Соглашение между Россией и Швейцарией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал 1995 г. и др.);

регулирование некоторых правил о так называемых налоговых убежищах и оффшорных зонах (Типовая конвенция Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 1977 г., Типовая конвенция ООН 1980 г.);

обмен информацией и сотрудничество в борьбе с налоговыми правонарушениями (Соглашение между правительствами России и Молдавии о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями финансового и налогового законода-тельства 1996 г., Соглашение между правительствами России и Казахстана о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам со-блюдения налогового законодательства 1998 г. и др.).

Россия активно участвует в создании и реализации норм международного налогового права: заключает соответствующие международные соглашения, гармонизирует налоговое законодательство с международными стандартами, сотрудничает с другими го-сударствами и международными организациями в борьбе с нало-говыми правонарушениями.

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 4 ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем законом, применяются правила международного договора.

Пункт 3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. дополняет указанные правила: «Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты».

Коллизионная норма закреплена и в ст. 7 НК РФ: «Если меж-дународным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации».

Таким образом, в Российской Федерации международные налоговые нормы действуют в двух основных формах: а) через принятие в Российской Федерации актов налогового права, регулирующих те же вопросы, что и международные нормы; б) через непо-средственное применение международных норм в качестве регу-ляторов налоговых отношений.

[2]

1. Практика внесения изменений в российское налоговое право достаточно разнообразна. Выработаны следующие основные способы:

а) Определение порядка применения в РФ международного на-логового соглашения. Например, в 1996 г. Госналогслужба РФ направила налоговым инспекциям руководство по применению Соглашения между правительствами России и Таджикистана о сотрудничестве по вопросам соблюдения налогового законода-тельства. Российским налоговым инспекциям было поручено ор-ганизовать сбор и учет информации о коммерческой деятельности в России юридических и физических лиц Таджикистана относи-тельно регистрации предприятий, их филиалов и представи-тельств, включая сведения об их местонахождении, подчиненности, форме собственности и другие; открытия счетов в государственных и коммерческих банках физическими и юридическими лицами, а также наличия и движения денежных средств; всех видов доходов юридических и физических лиц, полученных на территории данной стороны Соглашения, уплаченных сумм налогов либо иной информации, связанной с налогообложением.

б) Издание во исполнение международного соглашения специальных нормативных актов, когда законодательство о налогах и сборах не регулирует определенные отношения вообще либо регулирует их иначе, чем договор. Так, в 1994 г. Госналогслужба РФ направила налоговым инспекциям письмо о порядке получения налоговыми органами информации в странах — членах Интерпола, которое восполняло соответствующие пробелы в налоговом праве.

в) Включение в налоговое законодательство отсылок к между-народным налоговым договорам. Соответствующие нормы зафик-сированы в ст. 7 НК РФ, ст. 11 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», других актах налогового права.

2. Прямое применение в РФ международных налоговых норм предусмотрено как общим налоговым законодательством (НК РФ), так и специальными актами, регламентирующими деятельность налоговых органов, и налогоплательщиками. Международные налоговые нормы имеют прямое действие в РФ вместе с нормами российского налогового законодательства либо вместо них. Так, ст. 149, 152, 157 НК РФ определяют специфику налогообложения доходов от отдельных видов деятельности с учетом международных налоговых норм. Статья 4 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» что органы ФСНП

Читайте так же:  Изъятие арестованного имущества у должника

РФ взаимодействуют с налоговыми службами других государств на основе международных договоров и обязательств РФ. Согласно п. 2 Положения о Федеральной службе налоговой полиции РФ 1999 г., эта служба в своей деятельности руководствуется помимо норм российского законодательства общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ. На основании п. 8 Положения о Министерстве РФ по налогам и сборам 2000 г. Министерство имеет право осуществлять международное сотрудничество в соответствии с возложенными на него задачами и функциями.

Рассмотрим подробнее отдельные группы международных налоговых соглашений.

Международные налоговые соглашения и их использование в налоговом планировании

«Налоговый учет для бухгалтера», 2006, N 3

Международные налоговые соглашения или договоры об исключении двойного налогообложения весьма распространены в межгосударственных отношениях. Государства заключают их для облегчения экономического сотрудничества между своими гражданами и организациями. При отсутствии соглашения возможна ситуация, когда один и тот же доход облагается налогом в обеих странах. Например, прибыль от действия представительства иностранной компании всегда облагается налогом по месту нахождения этого представительства. Однако эта прибыль также может облагаться налогом и по месту нахождения самой иностранной компании согласно нормам законодательства этой страны.

Устранение этой явной несправедливости и установление четких налоговых правил для международных коммерческих операций и есть основная цель заключения налогового договора.

От международного соглашения до минимизации налогового бремени

Заключаются подобные соглашения в основном для того, чтобы исключить возможность обложения налогом одного и того же дохода дважды — в двух странах. В качестве же «побочного продукта» такие соглашения зачастую дают возможность использования компаний из соответствующих стран в качестве инструмента налогового планирования, то есть для уменьшения налогов в международной коммерции.

Как правило, налоговые договоры заключаются между странами со стандартным уровнем налогообложения. Офшорные же зоны таких договоров не имеют — нет налога, нет и двойного налогообложения, а стало быть, незачем договариваться о его исключении. Предоставлять же односторонние налоговые льготы офшорным компаниям страны с высокими налогами никак не настроены. Даже если договор с такой страной заключается, то, как правило, офшорные компании («нерезидентные», «освобожденные», компании международного бизнеса) из-под его действия в явном виде выводятся.

Кроме двусторонних налоговых соглашений, могут действовать и многосторонние договоренности. Так, все страны ЕС применяют к резидентам друг друга унифицированные правила по исключению двойного налогообложения в отношении дивидендов, получаемых от дочерних компаний.

Что касается офшорных зон, то с ними развитые страны, как правило, заключают соглашения не об исключении двойного налогообложения, а об обмене налоговой информацией. Это значит, что если, скажем, в США возникнут вопросы к некому налогоплательщику в отношении его сделок с некой багамской компанией, то по условиям такого соглашения правительство Багамских островов обязано будет представить США всю необходимую информацию о данной компании.

Работающие схемы оптимизации налогов

Помимо того что нормы налоговых соглашений выполняют свою прямую функцию, то есть облегчают межгосударственную коммерцию и снимают двойное бремя налогов, некоторые их положения позволяют дополнительно снижать налоги путем целенаправленного структурирования бизнеса.

Прежде всего, речь идет о положениях, относящихся к налогам у источника на так называемые пассивные доходы: дивиденды, проценты, роялти, а также на доходы от международных перевозок. Обычно при выплатах таких доходов зарубежному партнеру резидент некоторой страны должен удержать и выплатить в казну своего государства налог по определенной ставке. При наличии же договора между двумя этими странами ставка может быть существенно уменьшена, или же налог у источника может вовсе не взиматься.

Благодаря этому при построении схемы деятельности того или иного международного бизнеса часто существует возможность выбрать юрисдикцию или набор юрисдикций, обеспечивающие минимальные налоговые потери при осуществлении данных выплат. В этих юрисдикциях и осуществляется регистрация компаний, предназначенных, в первую очередь, для налоговых целей. Например, в качестве холдингового элемента всей структуры, получающего дивиденды от всех ее составных частей, может использоваться компания из страны, налоговые договоры которой предусматривают минимальную ставку налога у источника на дивиденды, для владения патентами, принадлежащими данной структуре, — компания из страны, куда с минимальными потерями могут выплачиваться роялти и т.д. Естественно, при этом надо учитывать и уровень налогообложения в самой стране, где скапливаются дивиденды или роялти, а также возможные налоговые потери при дальнейшем распределении накопленной прибыли. Возможны и более сложные схемы, при которых для минимизации суммарных налоговых потерь дивиденды, проценты или роялти передаются по цепочке из одной страны в другую.

Какие налоги можно уменьшить?

Налоги, на которые распространяется соглашение, во всех случаях включают налоги с доходов, а в некоторых случаях — налоги с имущества (или капитала). Что касается НДС, то он никогда не подпадает под действие налоговых соглашений. Дело в том, что НДС — косвенный налог на потребление, взимаемый по месту реализации товара или услуги независимо от местонахождения (резидентности) продавца.

Налоговая система страны может меняться со временем: например, в России действуют совсем не те налоги, что были в СССР во время заключения им налоговых соглашений. Поэтому соглашения предусматривают, что в случае введения аналогичных налогов в дополнение или вместо действовавших они также подпадают под соглашение.

Структура международного налогового соглашения

Типичная структура соглашения такова:

Борьба с уклонением от налогов с использованием международных соглашений

Большинство современных налоговых договоров содержат положения, направленные против уклонения от налогов. К ним относятся положения о так называемых ассоциированных предприятиях. Под ними имеются в виду компании из одной страны, так или иначе контролируемые предприятиями-резидентами другой страны. Такие зарубежные структуры могут использоваться в налоговых целях. Путем заключения договоров (торговых, лицензионных и т.д.) между такими связанными компаниями на условиях, отличных от рыночных, прибыль всей группы может искусственно перераспределяться в пользу юрисдикции с меньшим уровнем налогов.

Принцип вытянутой руки

Для избежания этого в налоговые соглашения может вводиться так называемый «принцип вытянутой руки». Это значит, что для целей налогообложения искаженная подобными операциями прибыль принудительно пересчитывается обратно к «правильным» значениям, то есть к таким, как если бы компании были независимы друг от друга (находились «на расстоянии вытянутой руки»).

Читайте так же:  Куда сообщить о незаконной перепланировке квартиры

Кроме того, в соглашении могут содержаться правила определения резидентности, исключающие из-под действия договора компании со льготным налогообложением (офшорные), если таковые имеются, или компании, контролируемые резидентами другого государства.

В некоторых соглашениях предусмотрены даже такие жесткие меры, как взимание налогов одним договаривающимся государством в пользу другого.

Также предусматривается обмен налоговой информацией между компетентными органами двух стран.

Налоговые соглашения России

Россия унаследовала от СССР налоговые соглашения более чем с двумя десятками стран. Сразу после распада Союза Россия начала активную деятельность по подписанию новых договоров и перезаключению старых. В настоящее время действует 66 налоговых соглашений РФ, из которых лишь пять заключены еще при СССР. С большинством развитых стран соглашения уже имеются. Наиболее выгодным в экономическом плане считается соглашение с Кипром. Приведем перечень действующих соглашений Российской Федерации с другими государствами.

Международные налоговые соглашения Российской Федерации

Однако стоит отметить, что в каждом соглашении есть отступления от общих правил и свои нюансы, поэтому для правильного их применения при разработке налоговой схемы рекомендуем изучать непосредственно нужное из них.

Налоговое право

С. Пепеляев. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие/Под ред. С.Г. Пепеляева.—М.: Инвест Фонд, 2000.— 496с.
15.4.1. Виды международных налоговых соглашений
Общие принципы налогообложения установлены в настоящее время в таких актах, как Европейская Социальная Хартия (1961 г.), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.), договоры о создании Европейского Союза, Генеральное соглашение по торговле услугами (1994г.) и др.

Кроме того, в настоящее время в мире заключено более 400 международных налоговых соглашений.

Все существующие международные соглашения, регулирующие вопросы налогообложения, можно разделить на две группы:

• собственно налоговые соглашения;

• международные договоры, в которых наряду с другими решаются налоговые вопросы.

Видео (кликните для воспроизведения).

В первую группу входят следующие виды соглашений. Ограниченные налоговые соглашения. Основным критерием для отнесения налоговых соглашений к ограниченным является распространение их на конкретный вид налога, конкретный вид плательщика и т.

К ним относятся, в частности, соглашения об устранении двойного налогообложения в области перевозок (например. Соглашение между Правительством СССР и Австрийским Федеральным Правительством о воздушном сообщении, 1968 г., Соглашение между Правительством Союза ССР и Правительством Греческой Республики об освобождении от двойного налогообложения на доходы от морских и воздушных перевозок, 1976 г.), об устранении двойного налогообложения платежей по авторским правам (Многосторонняя Конвенция об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения, 1979 г.)1 и др.

Общие налоговые соглашения. К ним относятся, прежде всего, международные договоры рекомендательного характера, в частности, Типовая конвенция Организации экономического сотрудничества и развития о налогообложении доходов и капитала 1977 года в редакции 1992 года2. В этой Конвенции дана модель международного договора об избежании двойного налогообложения. Она является основой большинства действующих налоговых соглашений.

В настоящее время отмечается тенденция вытеснения ограниченных налоговых соглашений общими соглашениями, охватывающими обычно все вопросы, относящиеся к взаимодействию договаривающихся государств в сфере налогообложения; часто такие соглашения дополняются отдельными соглашениями об административной взаимопомощи по налоговым вопросам. Но эти вопросы могут быть включены и в тексты общих налоговых соглашений.

Основную часть общих налоговых соглашений составляют двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. У Российской Федерации в настоящее время имеется более 50 действующих двусторонних налоговых соглашений.

Соглашения об оказании административной помощи по налоговым вопросам. Пример — Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеция о взаимной помощи в области борьбы с нарушениями налогового законодательства (1997г.).

1 Свод нормативных актов ЮНЕСКО.— М., 1991.— С. 469. 2 Типовая конвенция ОЭСР о налогообложении доходов и капитала.— Копенгаген, 1993.

Эти соглашения регулируют вопросы взаимодействия компетентных органов договаривающихся государств (со стороны Российской Федерации — Федеральная служба налоговой полиции) по оказанию взаимной помощи в борьбе с налоговыми нарушениями путем передачи информации, предоставления документов, проведения расследований и обмена опытом. Исключение составляют случаи, когда запрашиваемая помощь может нанести ущерб суверенитету, общественному порядку, безопасности или другим существенным интересам государства, а также повлечь нарушение законодательства запрашиваемого государства.

К группе международных договоров, в которых налоговые вопросы «представлены» наряду с другими, относятся следующие.

Соглашения об основах взаимоотношений между двумя государствами. В таких соглашениях обычно присутствует Положение о налоговой недискриминации, т.е. о предоставлении физическим и юридическим лицам другой стороны такого же налогового режима, как и гражданам и юридическим лицам своего государства.

Договоры о дипломатических и консульских сношениях между государствами. В таких договорах устанавливается освобождение дипломатических и консульских работников, а также самих представительств государств от всех налогов, сборов и пошлин принимающей стороны (налоговый иммунитет). К таким договорам в первую очередь относятся Венская Конвенция о дипломатических сношениях (1961 г.) и Венская Конвенция о консульских сношениях (1963 г.), а также многочисленные двусторонние соглашения.

Торговые договоры. Предусматривают применение режима наибольшего благоприятствования в отношении товаров и услуг, ввозимых из страны-партнера (например. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Пакистан о торгово-экономическом сотрудничестве (1999 г.).

Специфические международные соглашения. Определяют принципы взаимоотношений международных организаций со странами местонахождения этих организаций (например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Международным валютным фондом о постоянном представительстве МВФ в Российской Федерации (1997 г.). В подобные соглашения наряду с правилами размещения и функционирования организаций на территории принимающей страны включаются и вопросы о налоговых льготах для этих организаций и их сотрудников, а также представительств государств при этих организациях.

Наибольший научный и практический интерес в области соотношения национального налогового законодательства и международных соглашений по налоговым вопросам представляют три аспекта:

• порядок инкорпорации международных налоговых соглашений в национальную правовую систему;

• соотношение по юридической силе национального налогового законодательства и международных налоговых соглашений;

Налоговое право

С. Пепеляев. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие/Под ред. С.Г. Пепеляева.—М.: Инвест Фонд, 2000.— 496с.
9.4. Международные договоры в системе источников налогового права Российской Федерации
роме внутреннего законодательства огромное практическое значение в налоговой системе имеют международные договоры по налоговым вопросам. Конституция РФ устанавливает приоритет международных соглашений перед внутренним законодательством: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч. 4 ст. 15).
Читайте так же:  Что такое форфейтинг

Исходя из этого общего правила Налоговый кодекс РФ установил, что, «если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации» (ст. 7 части первой НК РФ).

Требование законодательной формы установления, изменения и прекращения налоговых обязательств распространяется и на международные соглашения. С учетом ст. 57 Конституции РФ международные договоры по вопросам налогообложения могут применяться лишь после их ратификации Федеральным Собранием РФ. Применение соглашения, заключенного Правительством РФ без надлежащей ратификации, означало бы вторжение в компетенцию законодателя, так как помимо его воли изменялся бы порядок исполнения принятых законов о налогах.

Можно выделить три группы международных соглашений по налоговым вопросам.

1. Акты, устанавливающие общие принципы налогообложения, такие, как Европейская социальная хартия (принята 18 октября 1961 г., вступила в действие в 1965 г.), Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.), и др. Непосредственному применению эти акты не подлежат, содержащиеся в них принципы реализуются во внутреннем законодательстве.

2. Собственно налоговые соглашения. Эти двух- или многосторонние соглашения заключаются в целях избежания двойного налогообложения, недискриминации налогоплательщиков, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории зарубежных стран, предотвращения уклонений от налогообложения.

В этой группе соглашений можно выделить три подгруппы.

1. Общие налоговые соглашения (конвенции). Они охватывают все вопросы, относящиеся к взаимоотношению государств по линии прямых налогов (налогов на доходы и на имущество) или косвенных налогов (например, таможенных тарифов).

Россия имеет более 50 соглашений, касающихся прямых налогов, и интенсивно проводит переговоры о заключении соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом стран.

2. Ограниченные налоговые соглашения. Они посвящены либо отдельным налогам (например, соглашения о налогах на наследства, о налогах по социальному страхованию), либо налогообложению отдельных видов деятельности (например, соглашения об устранении двойного налогообложения морских и воздушных перевозок и т.п.).

Около 20 соглашений, касающихся транспортных перевозок, были заключены СССР с иностранными государствами. Россия является преемницей этих договоренностей.

Другим примером являются соглашения по вопросам налогообложения отдельных экономических программ. Так, Российской Федерацией и США заключено Соглашение от 17 апреля 1996 г. о предоставлении отсрочки по уплате налогов в связи с реализацией программ помощи, оказываемой Российской Федерации на безвозмездной основе правительством Соединенных Штатов Америки.

Для гармонизации косвенного налогообложения большое значение имеет Соглашение от 25 ноября 1998 г. о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами — участниками Содружества Независимых Государств.

3. Соглашения об оказании административной помощи по налоговым делам. Эти соглашения заключаются между налоговыми органами различных стран в целях обмена информацией, усиления налогового контроля и т.п.

В условиях открытых границ внутри СНГ необходимость таких соглашений особенно остра. В 1994 г. Россией заключены первые такие соглашения с Узбекистаном, Арменией, Грузией. В дальнейшем соглашения были заключены и с другими странами.

3. Третью группу составляют различные международные соглашения, которые наряду с другими вопросами рассматривают вопросы налогового права. Так, соглашения об основах взаимоотношений между двумя государствами рассматривают, как правило, вопрос о налоговом равноправии; соглашения об установлении дипломатических и консульских отношений предусматривают взаимные налоговые льготы для дипломатических и консульских сотрудников. Большое значение имеют торговые договоры и соглашения, на основе которых устанавливается режим наибольшего благоприятствования в отношении таможенных пошлин.

Особую подгруппу составляют договоры международных организаций и стран их базирования, которые также рассматривают вопросы освобождения этих организаций и их сотрудников от налогообложения в странах базирования.

Реализация международных договоров обеспечивается в том числе правом их участников обратиться в компетентные организации для разрешения споров о соблюдении договоренностей.

Большинство международных договоров о налогообложении устанавливают согласительные процедуры для разрешения спорных вопросов. С этой целью определенные полномочия предоставляются финансовым или налоговым органам договаривающихся государств.

Однако для разрешения межгосударственных экономических споров могут создаваться и специальные организации. Пример — Экономический Суд Содружества Независимых Государств. Он действует на основе Соглашения от 6 июля 1992 г. о статусе Экономического Суда СНГ в соответствии с Положением об этом Суде1 и его регламентом2.

Экономический Суд СНГ создан для того, чтобы способствовать единообразному применению соглашений государств — участников СНГ. Это является условием эффективного интеграционного процесса. К ведению Суда относится разрешение споров, вытекающих из межгосударственных экономических отношений. Споры могут возникать при исполнении обязательств, предусмотренных межгосударственными, межправительственными соглашениями или решениями институтов Содружества.

Экономический Суд СНГ полномочен также рассматривать споры о соответствии международным договоренностям нормативных и других актов государств — участников Содружества.

По результатам рассмотрения спора Экономический Суд СНГ принимает решение. В нем отмечается выявленное нарушение и определяются меры, которые рекомендуется принять государству-нарушителю в целях его устранения. Государство, в отношении которого принято решение Суда, обязано обеспечить его исполнение.

К компетенции Экономического Суда СНГ относится также толкование положений соглашений, других актов Содружества и его институтов. Толкование дается при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, высших хозяйственных органов, арбитражных судов и др.

Примером служит Решение Экономического Суда СНГ от 15 сентября 1997 г. № 01-1/2-97 о толковании положений Соглашения от 6 января 1995 г. о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о взимании ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов.

Решения Экономического Суда СНГ о толковании норм международных соглашений — элемент правовой базы СНГ3 (схема III-9).

1 Утверждено Соглашением от 6 июля 1992 г. о статусе Экономического Суда СНГ. Ражфицировано Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 октября 1992 г. № 3707-1.

2 Утвержден Постановлением Пленума Экономического Суда СНГ от 5 июля 1994 г.

Вопрос № 54.Международные договоры в системе источников налогового права

К-ция РФ: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч. 4 ст. 15).

Читайте так же:  Можно ли отказаться от дарственной на квартиру

Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Международные договоры по вопросам налогообложения могут применяться лишь после их ратификации Федеральным Собранием РФ. Применение соглашения, заключенного Правительством РФ без надлежащей ратификации, означало бы вторжение в компетенцию законодателя, так как помимо его воли изменялся бы порядок исполнения принятых законов о налогах.

3 группы международных соглашений по налоговым вопросам.

Европейская социальная хартия (принята 18 октября 1961 г., вступила в действие в 1965 г.)

Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.).

[1]

Непосредственному применению эти акты не подлежат, содержащиеся в них принципы реализуются во внутреннем законодательстве.

Собственно налоговые соглашения. Эти двух- или многосторонние соглашения заключаются в целях избежания двойного налогообложения, недискриминации налогоплательщиков, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории зарубежных стран, предотвращения уклонений от налогообложения.

Общие налоговые соглашения (конвенции). Они охватывают все вопросы, относящиеся к взаимоотношению государств по линии прямых налогов (налогов на доходы и на имущество) или косвенных налогов (например, таможенных тарифов).

Россия имеет более 50 соглашений, касающихся прямых налогов, и интенсивно проводит переговоры о заключении соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом стран.

Ограниченные налоговые соглашения. Они посвящены либо отдельным налогам (например, соглашения о налогах на наследства, о налогах по социальному страхованию), либо налогообложению отдельных видов деятельности (например, соглашения об устранении двойного налогообложения морских и воздушных перевозок и т.п.).

Около 20 соглашений, касающихся транспортных перевозок, были заключены СССР с иностранными государствами. Россия является преемницей этих договоренностей.

Другим примером являются соглашения по вопросам налогообложения отдельных экономических программ. Так, Российской Федерацией и США заключено Соглашение от 17 апреля 1996 г. о предоставлении отсрочки по уплате налогов в связи с реализацией программ помощи, оказываемой Российской Федерации на безвозмездной основе правительством Соединенных Штатов Америки.

Для гармонизации косвенного налогообложения большое значение имеет Соглашение от 25 ноября 1998 г. о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами – участниками Содружества Независимых Государств.

Соглашения об оказании административной помощи по налоговым делам. Эти соглашения заключаются между налоговыми органами различных стран в целях обмена информацией, усиления налогового контроля и т.п.

В условиях открытых границ внутри СНГ необходимость таких соглашений особенно остра. В 1994 г. Россией заключены первые такие соглашения с Узбекистаном, Арменией, Грузией. В дальнейшем соглашения были заключены и с другими странами.

Международные соглашения, которые наряду с другими вопросами рассматривают вопросы налогового права. Так, соглашения об основах взаимоотношений между двумя государствами рассматривают, как правило, вопрос о налоговом равноправии; соглашения об установлении дипломатических и консульских отношений предусматривают взаимные налоговые льготы для дипломатических и консульских сотрудников. Большое значение имеют торговые договоры и соглашения, на основе которых устанавливается режим наибольшего благоприятствования в отношении таможенных пошлин.

Особую подгруппу составляют договоры международных организаций и стран их базирования, которые также рассматривают вопросы освобождения этих организаций и их сотрудников от налогообложения в странах базирования.

Реализация международных договоров обеспечивается в том числе правом их участников обратиться в компетентные организации для разрешения споров о соблюдении договоренностей. Решения по таким спорам – важная часть международного права.

Большинство международных договоров о налогообложении устанавливают согласительные процедуры для разрешения спорных вопросов. С этой целью определенные полномочия предоставляются финансовым или налоговым органам договаривающихся государств.

Однако для разрешения межгосударственных экономических споров могут создаваться и специальные организации. Пример – Экономический Суд Содружества Независимых Государств. Он действует на основе Соглашения от 6 июля 1992 г. о статусе Экономического Суда СНГ в соответствии с Положением об этом Суде* и его регламентом**.

Экономический Суд СНГ создан для того, чтобы способствовать единообразному применению соглашений государств – участников СНГ. Это является условием эффективного интеграционного процесса. К ведению Суда относится разрешение споров, вытекающих из межгосударственных экономических отношений. Споры могут возникать при исполнении обязательств, предусмотренных межгосударственными, межправительственными соглашениями или решениями институтов Содружества.

Экономический Суд СНГ полномочен также рассматривать споры о соответствии международным договоренностям нормативных и других актов государств–участников Содружества.

По результатам рассмотрения спора Экономический Суд СНГ принимает решение. В нем отмечается выявленное нарушение и определяются меры, которые рекомендуется принять государству-нарушителю в целях его устранения. Государство, в отношении которого принято решение Суда, обязано обеспечить его исполнение.

К компетенции Экономического Суда СНГ относится также толкование положений соглашений, других актов Содружества и его институтов. Толкование дается при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, высших хозяйственных органов, арбитражных судов и др.

Примером служит Решение Экономического Суда СНГ от 15 сентября 1997 г. № 01-1/2-97 о толковании положений Соглашения от 6 января 1995 г. о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о взимании ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов.

Решения Экономического Суда СНГ о толковании норм международных соглашений – элемент правовой базы СНГ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Общество с ограниченной ответственностью. Судебная практика, официальные разъяснения и рекомендации. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 128 c.

  2. ред. Яблоков, Н.П. Криминалистика: Практикум; М.: Юристъ, 2011. — 575 c.

  3. Все о пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. — М.: Альфа-пресс, 2010. — 480 c.
  4. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2004. — 142 c.
  5. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2016. — 448 c.
Государства заключают налоговые соглашения в целях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here