Что нужно знать о собрании кредиторов при банкротстве юридического лица

Полезная информация в статье: "Что нужно знать о собрании кредиторов при банкротстве юридического лица". На странице собрана информация полностью раскрывающая тему и некоторые нюансы. Для каждого конкретного случая все же требуется отдельная консультация. За ней можно обратиться к дежурному юристу.

Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 56 «Об Общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 56
«Об Общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов»

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Общие правила подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2004 г. N 383 пункт 2 настоящего постановления изложен в новой редакции

2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации разработать совместно с Министерством юстиции Российской Федерации и утвердить типовые формы бюллетеня для голосования и журнала регистрации участников собрания кредиторов.

Председатель Правительства
Российской Федерации

[2]

6 февраля 2004 г.

Общие правила
подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов
(утв. постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 56)

1. Арбитражный управляющий представляет на рассмотрение собрания кредиторов материалы о финансовом состоянии, ходе процедур банкротства должника и иные материалы, рассмотрение которых позволит обеспечить принятие собранием решений по вопросам повестки дня.

2. Если собрание кредиторов не было проведено арбитражным управляющим в установленный срок, оно может быть проведено лицом, требующим его созыва.

3. При подготовке к проведению собрания кредиторов арбитражный управляющий:

а) готовит материалы для представления на рассмотрение собрания кредиторов;

б) составляет список участников собрания кредиторов;

в) предоставляет лицам, требующим проведения собрания кредиторов, реестр требований кредиторов в случае и сроки, установленные законом;

г) составляет повестку дня собрания кредиторов, созываемого по требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, в соответствии с представленной ими повесткой дня, а в случае созыва собрания кредиторов по собственной инициативе составляет повестку дня собрания кредиторов самостоятельно;

д) заполняет журнал регистрации участников собрания кредиторов (по установленной форме) в соответствии с данными реестра требований кредиторов на дату проведения собрания.

4. При организации проведения собрания кредиторов арбитражный управляющий:

а) уведомляет о проведении собрания конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, а также иных лиц, имеющих право на участие в собрании;

б) предоставляет участникам собрания кредиторов подготовленные им материалы;

в) осуществляет регистрацию участников собрания кредиторов.

5. Регистрация участников собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим в месте проведения собрания кредиторов. Арбитражный управляющий должен обеспечить регистрацию всех участников собрания кредиторов, прибывших до окончания регистрации. При регистрации участников собрания кредиторов арбитражный управляющий:

а) проверяет полномочия участников собрания кредиторов;

б) вносит в журнал регистрации участников собрания кредиторов необходимые сведения о каждом конкурсном кредиторе и уполномоченном органе, количестве принадлежащих ему голосов и его представителе, об участниках собрания кредиторов без права голоса;

в) выдает конкурсным кредиторам и уполномоченным органам бюллетени для голосования;

г) принимает от участников собрания кредиторов заявки о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов.

6. По окончании регистрации при наличии необходимого количества голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов арбитражный управляющий проводит собрание кредиторов.

7. При проведении собрания кредиторов арбитражный управляющий:

а) открывает собрание кредиторов и объявляет:

об основаниях созыва собрания кредиторов;

о результатах регистрации, в том числе о количестве зарегистрированных участников, размере установленных требований и количестве голосов участников собрания кредиторов;

о правомочности собрания кредиторов;

о повестке дня собрания кредиторов и заявках о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов;

о лицах, привлеченных арбитражным управляющим в установленном порядке для подготовки, организации и проведения собрания кредиторов;

б) обеспечивает рассмотрение участниками собрания кредиторов материалов, подлежащих согласованию и (или) утверждению собранием в соответствии с повесткой дня;

в) проводит в установленном порядке голосование;

г) объявляет о закрытии собрания кредиторов.

8. Перед проведением голосования по каждому вопросу повестки дня арбитражный управляющий разъясняет порядок голосования и заполнения бюллетеня.

По окончании голосования арбитражный управляющий:

a) осуществляет подсчет голосов и объявляет результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

б) в установленных законом случаях составляет список кредиторов, голосовавших против принятых собранием кредиторов решений или не принимавших участия в голосовании, прилагаемый к протоколу заседания собрания кредиторов.

9. После рассмотрения всех вопросов повестки дня собрания кредиторов арбитражный управляющий проводит голосование о включении в повестку дня дополнительных вопросов и голосование по этим вопросам.

10. Арбитражный управляющий ведет протокол собрания кредиторов, в котором указываются:

а) полное наименование и место нахождения должника — для юридического лица;

фамилия, имя, отчество, паспортные данные и адрес — для физического лица;

б) арбитражный суд, в производстве которого находится дело о несостоятельности (банкротстве) должника, и номер дела о банкротстве;

в) основания проведения собрания кредиторов;

г) дата и место проведения собрания кредиторов;

д) сведения об уведомлении участников собрания кредиторов о проведении собрания;

е) общее количество голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по данным реестра требований кредиторов и по результатам регистрации;

ж) список участников собрания кредиторов с правом голоса и без права голоса;

з) повестка дня собрания;

и) фамилия, имя и отчество участников собрания кредиторов, выступавших на собрании;

к) предложения о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов;

л) результаты подсчета голосов и решения, принятые собранием кредиторов по порядку ведения собрания и вопросам повестки дня.

11. По требованию кредитора в протокол собрания кредиторов вносится краткое содержание его выступления либо в случае представления кредитором пояснений в письменной форме или документов указывается факт представления таких пояснений и документов, которые прилагаются к протоколу собрания кредиторов.

Протокол собрания кредиторов составляется в 2 экземплярах и подписывается арбитражным управляющим. Один экземпляр протокола направляется арбитражным управляющим в суд в течение 5 дней с даты проведения собрания кредиторов. В случае проведения собрания кредиторов лицом, требующим его созыва, протокол собрания кредиторов составляется в 3 экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй — арбитражному управляющему не позднее чем через 5 дней с даты проведения собрания кредиторов, а третий экземпляр хранится у лица, проводившего собрание.

Читайте так же:  Возврат денежных средств юридическому лицу по безналу

12. Арбитражный управляющий в случае возложения на него проведения заседания комитета кредиторов в соответствии с регламентом комитета кредиторов:

а) уведомляет членов комитета кредиторов о проведении заседания;

б) ведет протокол заседания комитета кредиторов;

в) представляет по решению комитета кредиторов информацию о финансовом состоянии и ходе процедуры банкротства должника.

13. Заседание комитета кредиторов проводится арбитражным управляющим по месту нахождения должника или его органов управления либо в ином месте, определенном арбитражным управляющим по согласованию с комитетом кредиторов.

Арбитражный управляющий представляет на рассмотрение собрания кредиторов материалы о финансовом состоянии, ходе процедур банкротства должника и иные материалы, рассмотрение которых позволит обеспечить принятие собранием решений по вопросам повестки дня. Протокол собрания кредиторов составляется в 2 экземплярах и

подписывается арбитражным управляющим. Один экземпляр протокола направляется арбитражным управляющим в суд в течение 5 дней с даты проведения собрания кредиторов. В случае проведения собрания кредиторов лицом, требующим его созыва, протокол собрания кредиторов составляется в 3 экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй — арбитражному управляющему не позднее чем через 5 дней с даты проведения собрания кредиторов, а третий экземпляр хранится у лица, проводившего собрание.

Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 56 «Об Общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов»

Текст постановления опубликован в «Российской бизнес-газете» от 17 февраля 2004 г. N 6, в Собрании законодательства Российской Федерации от 16 февраля 2004 г. N 7 ст. 526, в Собрании законодательства Российской Федерации 2004 г. N 31 ст. 3271

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 28 июля 2004 г. N 383

Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица

Как и на основании каких законодательных актов проводится процедура наблюдения при банкротстве юридического лица? Какие цели и задачи преследуются введением этого обязательного этапа? Как долго осуществляется наблюдение и кем именно? Обо всех юридических нюансах рассказано далее.

Что такое процедура наблюдения при банкротстве

Глобальные кризисы в экономике страны, а также неправильная управленческая политика зачастую приводят к тому, что предприятие нарушает сроки исполнения обязательств по платежам перед кредиторами, включая государство. Если долги просрочены в течение более 3 мес., а их совокупный размер превышает 300000 руб., собственники предприятия (кредиторы или уполномоченные органы) вправе обратиться в суд с исковым заявлением о признании должника банкротом, то есть неплатежеспособным.
Нормативное регулирование процедуры банкротства в РФ осуществляется посредством федерального Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г. Именно здесь определены основные признаки несостоятельности, обязательные этапы банкротства юрлиц и прочие основополагающие моменты. Независимо от причин, повлиявших на финансовое состояние компании, рассмотрением дел о неплатежеспособности занимается арбитражный суд.

Процедура внешнего наблюдения вводится в случае, если требования заявителя признаются обоснованными (п. 6 ст. 42, п. 3 ст. 48, п. 1 ст. 62 № 127-ФЗ). При этом представленные доводы и доказательства считаются достаточно вескими для инициирования процесса несостоятельности. Само название первого и важнейшего этапа признания неплатежеспособности указывает на суть мероприятия.
Предварительное наблюдение при банкротстве осуществляется в целях сохранения активов организации-должника, проведения тщательного анализа его материального положения, информирования заинтересованных лиц и подготовки всех обязательных документов по кредиторским требованиям. Эта процедура является неизбежной, помогает выявить скрытые потенциалы предприятия (без необходимости осуществления незамедлительных расчетов по обязательствам) и дает шанс на восстановление нормальной коммерческой деятельности.

[3]

Обратите внимание! В процессе наблюдения фирма продолжает функционировать в текущем режиме, за исключением проведения следующих действий. Запрещается перепродавать акции и выпускать ценные бумаги; осуществлять реорганизацию правовой структуры; открывать филиалы и ОП; изменять состав учредителей; расплачиваться по дивидендам с акционерами/участниками; проводить крупные имущественные сделки (на сумму более 5 % от стоимости активов по балансу).

Как происходит введение процедуры наблюдения

Если в отношении должника введена процедура наблюдения, прежде всего, в соответствии со ст. 2 № 127-ФЗ назначается арбитражным судом временный управляющий для оценки финсостояния должника и проведения первого собрания непосредственных кредиторов. Внутренний порядок работы фирмы не меняется: директора и собственники бизнеса от исполнения своих обязанностей не отстраняются, но ограничиваются права ответственных руководящих лиц и учредителей. В некоторых ситуациях придется согласовывать ряд решений с временным управляющим.

Итак, как вводится процедура наблюдения? В результате признания арбитражем заявления обоснованным (п. 1 ст. 62 № 127-ФЗ) выносится решение о применении наблюдательного этапа. Продолжительность устанавливается с учетом требований ст. 51, то есть не дольше срока рассмотрения дел о неплатежеспособности, а именно 7 мес. со дня поступления в суд соответствующего заявления. В судебном документе (решении) о применении наблюдения обозначаются следующие сведения:

  • Назначение кандидатуры управляющего.
  • Объем жалования арбитражного (временного) управляющего и конкретные источники финансирования зарплаты.
  • Подтверждение целесообразности инициирования банкротства в связи с правомерностью кредиторских требований.

Обратите внимание! Если суд не может найти подходящую кандидатуру для назначения временного управляющего, может вводиться отсрочка, но не дольше, чем на 15 дн. Если же кандидатура не представлена более 3 мес., арбитражным судом производство прекращается (п. 9 ст. 45 № 127-ФЗ).

Из чего состоят права и обязанности независимого внешнего управляющего:

  • Направлять в арбитраж требования о недействительности сделок, заключенных компанией-должником с нарушениями.
  • Выявлять кредиторские требования и оспаривать их, в т.ч. по причине пропуска искового срока.
  • Уведомлять всех кредиторов о принятии наблюдения.
  • Вести документальный реестр требований в части общей суммы долгов и отдельно взятых обязательств с определением доли каждого.
  • Участвовать в судебных заседаниях.
  • Принимать все возможные для сохранности активов должника меры.
  • Ходатайствовать об отстранении от занимаемых должностей руководящих лиц должника.
  • Получать любые сведения, включая конфиденциальные, о финансово-хозяйственной деятельности должника и осуществлять предоставленные Законом № 127-ФЗ федеральные полномочия.
  • Созывать и проводить кредиторское собрание.
  • Предоставлять суду по установленной форме отчетность о работе, включая протоколы собрания кредиторов со всеми приложениями.
  • Обосновывать вероятность восстановления нормальной платежеспособности должника и необходимость проведения последующих этапов процедуры банкротства.

Какие ограничения действуют для должника при проведении наблюдения:

  • По любым сделкам с имущественными объектами должника совокупной стоимостью от 5 % от балансовой величины активов на день введения наблюдательного этапа (п. 2 ст. 64).
  • По сделкам, целью которых является предоставление или получение займов, гарантий, поручительств, доверительное управление имуществом, уступка прав требования, перевод долговых обязательств (п. 2 ст. 64).
  • По юридическим изменениям правовой формы бизнеса в связи с любыми реорганизационными или ликвидационными мероприятиями (п. 3 ст. 64).
  • По созданию других юрлиц, представительств должника и/или филиалов (п.3 ст. 64).
  • По распределению чистой прибыли или выплате дивидендов участникам должника или его учредителям (п. 3 ст. 64).
  • По размещению эмиссионных ценных бумаг и облигаций, кроме акций (п. 3 ст. 64).
  • По выкупу уже размещенных акций и выходу учредителей/участников из собрания (п. 3 ст. 64).
  • По заключению договоров типа простого товарищества (п. 3 ст. 64).
  • По участию в различных объединениях юрлиц типа ассоциаций, холдингов, союзов и др. (п. 3 ст. 64).

Обратите внимание! Согласно ст. 68 № 127-ФЗ опубликование сообщения о введении этапа наблюдения проводится временным управляющим, но уведомление работников должника, его учредителей и собственников УП выполняется непосредственно руководителем. При этом дата созыва первого кредиторского собрания (минимально назначается за 10 дн. до завершения наблюдения) назначается также управляющим с одновременной рассылкой оповещений заимодателям.

По итогам первого собрания и на основании представленных отчетов управляющего в арбитраж передаются все документы, после рассмотрения которых суд принимает окончательное решение. Вариантов существует два – прекращение процедуры неплатежеспособности или переход к следующему возможному этапу. В любой момент допускается заключение мирового соглашения по взаимному согласию сторон.

Читайте так же:  Какие автомобили облагаются налогом на роскошь

Главные плюсы и минусы наблюдения

Проведение вспомогательного наблюдательного этапа несет как свои достоинства, так и недостатки. Прежде всего, судебные органы могут юридически верно оценить причины инициирования банкротства, рассмотрев достоверную информацию о материальном положении компании. В свою очередь должник получает гарантии неприкосновенности активов, находясь под защитой государства. С другой стороны, хоздеятельность приостанавливается, сделки ограничиваются, а стоимость бизнеса существенно снижается.

В каждом отдельном случае есть свои плюсы и минусы, которые надо оценивать в целом с учетом конкретики предприятия. Здесь может помочь аудиторская процедура наблюдения – представляет собой экспертную оценку текущего состояния дел организации. Формально именно на этой предварительной стадии делаются первые попытки привести стороны процесса к компромиссу, который бы устроил всех участников и позволил бы избежать дальнейших длительных мероприятий признания должника официальным банкротом.

Что нужно знать о процедуре наблюдения при банкротстве юридического лица?

Российское законодательство устанавливает порядок проведения процедуры банкротства предприятия или организации. Банкротом может быть признан тот, кто не просто испытывает временные трудности с финансами, а в принципе не способен выполнять свои обязательства. Чтобы подтвердить этот факт, существует процедура наблюдения. При банкротстве юридического лица она является первоначальным этапом на пути к признанию компании несостоятельной.

Что такое процедура наблюдения при банкротстве?

Процедура наблюдения представляет собой комплекс мероприятий, целью которых является изучение финансового состояния фирмы и получение объективного представления о реальном положении дел в компании.

Наблюдение нужно и для того, чтобы предприниматель не успел продать активы или переписать их на других лиц, ведь тогда может получиться, что взять с него кредиторам будет абсолютно нечего.

Зачем она нужна?

Наблюдение – важнейший этап процедуры банкротства, избежать которого не удастся. Даже если есть все признаки несостоятельности, суд должен выяснить, насколько обоснованными являются требования истца, и возможно ли финансовое оздоровление компании.

Для осуществления этих мероприятий приглашается внешний управляющий. Он назначается судом и получает серьезные полномочия по принятию решений и управлению имуществом.

Когда вводится?

Стадия наблюдения вводится после того, как арбитражный суд примет ходатайство об инициировании процесса и проверит, соответствует ли компания необходимым для банкротства требованиям:

  • наличие задолженности в размере от 300 000 рублей;
  • просрочка погашения долга кредиторам должна составлять больше 90 дней.

В каком порядке проводится?

О введении процедуры наблюдения должнику необходимо проинформировать контрагентов. Это делается путем публикации в газете «Коммерсантъ». Также об этом нужно уведомить налоговую службу, другие контролирующие органы и банки, с которыми работает юридическое лицо.

После начала процесса компания продолжает свою деятельность под контролем управляющего. Во время наблюдения приостанавливаются выплаты кредиторам, с имущества компании снимаются аресты, приостанавливается производство по делам о взысканиях.

Управляющий в процессе своей работы должен установить всех кредиторов, а также назначить дату их первого собрания. Оно проводится в течение 10 дней с момента начала процедуры. Когда отведенный законом срок закончится, управляющий предоставляет в арбитражный суд отчет. В нем должна содержаться оценка текущего состояния дел в компании, а также описание того, такие меры были приняты для исправления ситуации. На основании этих данных суд принимает решение о переходе на следующую стадию банкротства.

Сколько длится?

Срок процедуры наблюдения при банкротстве юридического лица устанавливаются законом № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В соответствии с его нормами общий период проведения процедуры ограничивается семью месяцами. При этом от подачи заявления до введения процедуры наблюдения должно пройти не больше месяца.

На собрании, которое созывается по инициативе управляющего, кредиторы оценивают состояние дел должника. Они могут просить суд признать компанию банкротом, назначить конкурсное производство, а также утвердить мировое соглашение.

Какими правами и обязанностями обладают участники процесса?

Пока проходит процедура наблюдения, все сотрудники продолжают выполнять свои обязанности. Что касается руководителей, они могут принимать далеко не все решения. Вот какие существуют ограничения:

  • руководство не вправе реорганизовать компанию и открывать новые филиалы;
  • запрещается выпуск и продажа акций предприятия, а также выплата их владельцам дивидендов;
  • не может меняться состав учредителей;
  • компания не имеет права заключать сделки на сумму, превышающую 5% от балансовой стоимости активов.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Руководители фирмы не лишаются ни должностей, ни основных полномочий, но закон сильно ограничивает их в принятии решений. Во всех перечисленных случаях они должны получить письменное согласие временного управляющего, который имеет следующие права:

  • контролировать работу фирмы и ее руководства;
  • знакомиться с любыми документами, связанными с деятельностью юридического лица;
  • получать установленное вознаграждение за свой труд;
  • отказаться от принятия участия в процедуре путем подачи заявления в суд.

Обязанностью управляющего является:

  • формирование реестра кредиторов;
  • контроль решений и действий руководителей юридического лица;
  • проведение оценки деятельности фирмы и разработка мероприятий по выходу из сложной ситуации;
  • проведение совета кредиторов и составление протокола по его результатам;
  • предоставление отчетности в арбитражный суд.

Таким образом, наблюдение является первой и обязательной стадией процедуры банкротства фирмы. Во время ее проведения временный управляющий должен выяснить, насколько сложной является ситуация и есть ли возможность спасти бизнес.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам кредитов, долгов и банкротства, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Читайте так же:  Аренда банкетного зала без питания

Москва и область: +7 (499) 110-71-84

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 407-15-68

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам кредитов, долгов и банкротства, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 110-71-84

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 407-15-68

Собрание кредиторов при банкротстве

Такая процедура, как банкротство представляет собой явление, с которым могут столкнуться как организации, так и обычные физлица. Одним из главных этапов при разрешении данного вопроса – это собрание кредиторов при банкротстве.

Что такое собрание кредиторов при банкротстве

Собрание кредиторов представляет собой мероприятие, при котором участвующие в этом мероприятии решают как текущие, так и стратегические вопросы, связанные с взысканием денежных средств с должника. Данное собрание могут собирать такие лица, как:

  • кредиторы;
  • арбитражные управляющие;
  • органы, которые имеют такие полномочия и претензии к заемщику (если сумма требований не менее 1/10 части от общей суммы).

Законодательная база

Выделяют некоторые законодательные нормы, регламентирующие данный процесс и порядок его проведения. К ним относят:

Кроме того, руководствоваться также следует некоторыми локальными актами, приказами и местными постановлениями.

Права участников собрания

Собрание кредиторов является важной частью процедуры банкротства, имеющим определенный центр власти. Данное собрание представляет интересы кредиторов, а также является местом разрешения споров между ними. Исходя из полномочий, предоставляемых членам собрания, и открытости его проведения, возможности участия имеют различия. Данный процесс делится условна на два этапа:

  1. Первый представляет собой определенную форму защиты кредиторов, а именно, их прав. Данная группа лиц, согласно законодательства, имеет довольно широкий перечень полномочий, которые могут являться даже исключительными (например, выбор управляющего для арбитража, введение санкций, обеспечение внешнего управления, формирование конкурсного производства, утверждение планов, составление кредитного комитета).
  2. Второй представляет собой управление финансовым специалистом и исполнительными органами. При обнаружение необходимых данных, подтверждающих правонарушения, составляется соответствующий протокол. Этак работа является основным направлением деятельности Росреестра относительно саморегулируемых компаний.

Собрание кредиторов при банкротстве: порядок проведения

Действующее законодательство выделяет определенный порядок проведения собрания кредиторов при процедуре банкротства:

Особенности проведения собрания

Место и время проведения собрания кредиторов назначает действующий арбитражный управляющий. Обычно организация данной встречи является обязанностью управляющего, а не его правом. Но, если от своей обязанности он уклоняется, то кредиторы вправе собраться самостоятельно.

Инициатива о необходимости проведения собрания может исходить от:

  • комитета кредиторов;
  • кредиторов, имеющих более 10% от общей суммы долга;
  • кредиторы, составляющие более 1/3 общей численности.

После поступления просьбы управляющему, он должен в течение 2 недель организовать встречу.. Оповещение может быть также направлено через курьерскую службу. При этом кредитор должен получить данное уведомление как минимум за 5 дней до даты проведения собрания. Процедура может иметь электронный или заочный формат. В случае заочного проведения уведомление содержит бюллетень для голосования, а также инструкцию о том, как с ним обращаться. В соответствии правилами, оповещение возможно путем публикации уведомления в СМИ. Однако, возможно это в случае соблюдения одного из условий:

  • кредиторов более чем 500 человек;
  • невозможен иной способ уведомления (к примеру, у управляющего нет сведений о местонахождении участников или одного из них).

Важно! Если одного из кредиторов не уведомили о предстоящем собрании в положенные сроки, то он вправе опротестовать решения, которые были на нем приняты. В таком случае возникнет необходимость проведения повторного собрания.

Участники собрания

В управляющем органе могут принимать участие кредиторы, должник, а также доверенные лица. При этом у доверенных лиц должна быть доверенность, заверенная у нотариуса. На может быть оформлена на представление интересов лица в деле о банкротстве, либо на участие в собрании кредиторов. В доверенности содержатся права того лица, которому этот документ выдан. Ему позволяется принимать участие в собраниях, отстаивать интересы своего доверителя, участвовать в голосованиях, подавать жалобы на управляющего и на должника, подписывать протоколы и бюллетени и совершать иные действия, согласно доверенности. Кроме кредиторов, о своих требованиях также могут заявить и налоговые органы. Причем они также могут принимать участие в собрании.

Важно! В соответствии с правилами проведения собрания кредиторов при банкротстве, сам должник на нем может отсутствовать.

Решения, которые может принимать уполномоченный орган

В ходе собрания могут решаться такие вопросы, которые не могут решить иные органы. В сферу компетенции уполномоченного органа входит возможность принятия решений о:

  • сокращения сроков «оздоровления» должника;
  • выборе СРО;
  • обращении в арбитраж с целью признания банкротства должника;
  • формирования комитета кредиторов.

На проводимом собрании участниками может разрабатываться оптимальный план по внешнему управлению, санации и графику погашения задолженности. Кроме того, также может быть обозначен круг компетенции комитета кредиторов и вопросы, которые могут решаться без проведения собрания. По итогам собрания происходит подписание специального протокола собрания кредиторов. Учет голосов участников собрания происходит исходя из общего количества его требований (исходя их общей суммы требований и требований налоговых и других органов). Так, крупные кредиторы имеют большее преимущество, чем мелкие, соответственно, их голоса имеют больший вес. Неустойки и штрафы к учету не принимаются. Некоторые участники могут не иметь право голоса. К ним относят руководителя должника, сотрудников, представителя собственника имущества, СРО из которой выбран управляющий. Их участие является добровольным, так как она конечный исход они не могут оказывать влияние (Читайте также статью ⇒ Снятие ККТ с учета в налоговой).

Первое собрание кредиторов при банкротстве

Первое собрание – это одна из важнейших процедур при процедуре банкротства и на арбитражном суде в деле о несостоятельности лица выносится как правило такое решение, которое было принято на собрании. То есть данное собрание может оказывать существенное влияние на конечный исход всего дела.

Ключевым вопросом, который рассматривается на первой встрече, является перспективы должника. Заинтересованные участники принимают решение о целесообразности данной процедуры. Порядок, который предусматривает проведение первого собрания, предполагает, что стороны обязаны решить судьбу должника. Требуется ли проведение ликвидационной процедура или нет. К должнику в лучшем случае могут применяться реабилитационные мероприятия, такие как санация и внешнее управление. Однако, в сторону «оздоровления» решение принимается достаточно редко, как правило они просто затягивают удовлетворение требований лиц, заинтересованных в этом.

Важно! Идеальным итогом проведенного собрания является заключение мирового соглашения. Но происходит это, как правило, редко.

Заключение

Собрание кредиторов при банкротстве является довольно важным мероприятием при проведении процедуры банкротства физических и юридических лиц. Исход данного процесса обычно зависит от решения участников собраний, то есть будет ли должник признан банкротом или ему будет предоставлен шанс для того, чтобы вернуть долги и все исправить.

Читайте так же:  Прекращена регистрация автомобиля что делать

Первое собрание кредиторов

Кредиторы – это лица, у которых есть права требования к должнику по денежным или иным обязательствам (ст. 2 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ – далее Закона N 127-ФЗ). Для участия в первом собрании предъявить требования кредитор должен в течение 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении процедуры наблюдения в отношении должника (п. 1 ст. 71 Закона N 127-ФЗ ). Это первый этап в деле о банкротстве. Требования направляются должнику, временному управляющему и в арбитражный суд. В соответствии с определением суда они будут включены в реестр требований кредиторов.

Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за 10 дней до окончания наблюдения. Дату проведения устанавливает временный управляющий и он же уведомляет о ней кредиторов (п. 1 ст. 72 Закона N 127-ФЗ ). По общему правилу сообщение кредитору по почте должно быть направлено не позднее чем за 14 дней до проведения собрания, либо иным способом, обеспечивающим получение сообщения, – не менее чем за 5 рабочих дней (п. 1 ст. 13 Закона N 127-ФЗ ).

Участники первого собрания кредиторов

Участники первого собрания – это конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, своевременно предъявившие свои требования, которые были внесены в реестр требований. Эти участники на первом собрании обладают правом голоса (ст. 2, п. 2 ст. 72 Закона N 127-ФЗ ).

Первое собрание кредиторов может принять решение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, причем какую бы из указанных процедур кредиторы ни выбрали, они должны будут предложить конкретный срок ее проведения (п. 1,2 ст. 74 Закона N 127-ФЗ ), либо решение о признании должника банкротом. После соответствующее ходатайство подается в суд.

Кроме того, первое собрание кредиторов вправе (п. 1 ст. 73 Закона N 127-ФЗ ):

  • сформировать комитет кредиторов, определить его состав и полномочия;
  • устанавливать дополнительные требования к кандидатурам арбитражных управляющих;
  • выбрать кандидата на место арбитражного управляющего или СРО, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий;
  • выбрать реестродержателя из числа тех, которые аккредитованы СРО;
  • выполнять иные функции.

Возможно ли провести первое собрание кредиторов в конкурсном производстве?

Представьте ситуацию. В период процедуры наблюдения первое собрание кредиторов не состоялось. Временный управляющий в связи с этим подал ходатайство о продлении процедуры и переносе рассмотрения дела о банкротстве на более поздний срок, но суд отказал, принял решение, к примеру, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Тогда фактически первое собрание кредиторов будет проведено уже в ходе процедуры конкурсного производства. Однако это будет не совсем то первое собрание.

Ведь два главных вопроса, которые решаются на первом собрании, это какую следующую процедуру банкротства надо применить к должнику, и кого выбрать на место арбитражного управляющего (п. 1 ст. 73 Закона N 127-ФЗ ). В рассматриваемой ситуации первый вопрос не актуален, поскольку конкурсное производство уже открыто. Что касается утверждения конкурсного управляющего, то его должно выбрать собрание кредиторов большинством голосов (п. 2 ст. 15 Закона N 127-ФЗ ). Однако долгое время кредиторы, чьи требования обеспечены залогом имущества должника, не имели права голоса на собраниях, проводимых в ходе конкурсного производства (п. 1 ст. 12 Закона N 127-ФЗ в ред., действ. до 29.01.2015, п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 58). Данный пробел был ликвидирован только в начале 2015 года.

Статья 12. Собрание кредиторов

Статья 12. Собрание кредиторов

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ в пункт 1 статьи 12 внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2015 г.

1. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

В случаях, если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.

Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.

Конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника, имеют право голоса на собраниях кредиторов:

в ходе наблюдения;

в ходе финансового оздоровления и внешнего управления в случае отказа от реализации предмета залога или вынесения арбитражным судом определения об отказе в удовлетворении ходатайства о реализации предмета залога в ходе соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве;

по вопросу о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;

по вопросу об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего;

по вопросу об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению;

в ходе реструктуризации долгов гражданина;

в ходе реализации имущества гражданина.

Конкурсные кредиторы в части требований, которые обеспечены залогом имущества должника и по которым они не имеют права голоса на собраниях кредиторов, вправе участвовать в собрании кредиторов без права голоса, в том числе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

См. Общие правила подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 56

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ пункт 2 статьи 12 изложен в новой редакции

2. К исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решений:

о введении финансового оздоровления, внешнего управления и об изменении срока их проведения, об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

об утверждении и изменении плана внешнего управления;

об утверждении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

об утверждении дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

[1]

о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;

об установлении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему;

об увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего;

Читайте так же:  Как проводится заочное голосование собственников многоквартирного дома

о выборе реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей;

о заключении мирового соглашения;

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

об образовании комитета кредиторов, об определении его количественного состава, об избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;

об отнесении к компетенции комитета кредиторов вопросов, решения по которым в соответствии с настоящим Федеральным законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением вопросов, которые в соответствии с настоящей статьей отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов;

об избрании представителя собрания кредиторов.

Вопросы, относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ в пункт 3 статьи 12 внесены изменения

3. Конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, для целей определения числа голосов на собрании кредиторов не учитываются.

4. Собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем тридцатью процентами голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 декабря 2004 г. N 86 конкурсные кредиторы или уполномоченные органы, заявившие свои требования после закрытия реестра требований кредиторов, не вправе голосовать на собрании кредиторов. Вместе с тем, в том случае, если требования заявлены всеми конкурсными кредиторами и уполномоченными органами после закрытия реестра требований кредиторов, указанные лица могут принимать решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ в пункт 5 статьи 12 внесены изменения

5. В случае, если собрание кредиторов не проведено арбитражным управляющим в сроки, установленные пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, собрание кредиторов может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва.

6. По решению собрания кредиторов или временного управляющего реестродержатель, ведущий реестр требований кредиторов, при проведении собрания кредиторов может осуществлять следующие функции:

проверять полномочия и регистрировать лиц, участвующих в собрании кредиторов;

обеспечивать установленный порядок голосования;

составлять протокол об итогах голосования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ в пункт 7 статьи 12 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2014 г.

7. Протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

В случае проведения собрания кредиторов в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, протокол собрания кредиторов составляется в трех экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй — арбитражному управляющему не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов. Третий экземпляр протокола собрания кредиторов хранится у лица, проводившего собрание.

К протоколу собрания кредиторов должны быть приложены копии:

реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов;

бюллетеней для голосования;

документов, подтверждающих полномочия участников собрания;

материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения;

документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов;

иных документов по усмотрению арбитражного управляющего или на основании решения собрания кредиторов.

Положения абзаца десятого пункта 7 статьи 12 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ) применяются в отношении собраний кредиторов, даты проведения которых назначены после 1 января 2014 г.

Оригиналы указанных документов подлежат хранению арбитражным управляющим или реестродержателем до завершения производства по делу о банкротстве, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом, и представляются по требованию арбитражного суда или в иных предусмотренных федеральным законом случаях. Сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся, подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты его проведения, а в случае проведения собрания кредиторов иными лицами — в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания кредиторов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Арбитражный управляющий обязан обеспечить доступ к копиям указанных документов лицам, участвующим в деле о банкротстве, а также представителю работников должника, представителю учредителей (участников) должника, представителю собственника имущества должника — унитарного предприятия.

Источники


  1. Керимов, Д.А. Проблемы общей теории права; М.: Современный гуманитарный университет, 2012. — 121 c.

  2. Бредихин, А. Л. Правоведение. Учебное пособие / А.Л. Бредихин. — М.: Феникс, 2015. — 256 c.

  3. Новиков, В. К. Организационно-правовые основы информационной безопасности (защиты информации). Юридическая ответственность за правонарушения. Учебное пособие / В.К. Новиков. — М.: Горячая линия — Телеком, 2015. — 178 c.
  4. Майлис, Н. П. Моя профессия — судебный эксперт / Н.П. Майлис. — М.: Щит-М, 2014. — 168 c.
  5. Розен, Александр Прения сторон. Времена и люди / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 2013. — 589 c.
Что нужно знать о собрании кредиторов при банкротстве юридического лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here